. Тысяча и одно собеседование, или Мои скитания по рынку труда / - Портал "Робота для жінок"
Домой    Написать нам
 

Статьи / Тысяча и одно собеседование, или Мои скитания по рынку труда

Тысяча и одно собеседование, или Мои скитания по рынку труда

22 ноября 2006 г.

У кого из нас не случались черные полосы? Такие длинные и изощренные в своей изобретательности огорчать. Разлука с любимым; перманентное отсутствие музы у парикмахера; зависть подруги; не вовремя спущенная петля на чулке… Все, все, все! Как снежный ком! Тебя настолько это выбивает из колеи, что любой пустяк вызывает эмоции, схожие по силе с драматическими событиями.
И как назло последней каплей становится необходимость поиска новой работы. И вот ты… такая красивая и умная, просто немного неухоженная и несколько растерянная, пополняешь армию безработных. Хуже, если ко всему прочему ты еще и молода. А в глазах работодателей, соответственно, неопытна.

"Мы с вами свяжемся"
Мне довелось пребывать в своем "чернополосье" ровно полгода. Я, двадцати трех лет отроду, с образованием театрального критика, оказалась одинокой и безработной. Но, к счастью, привлекательной и уверенной в своих силах. Я не сомневалась в успехе и начала активные поиски новой работы и путей самореализации. Ежедневно штурмовала сайты по трудоустройству, рассылала резюме на все вакансии, с обязанностями которых я теоретически могла бы справиться, ездила как минимум, на одно собеседование в день тщательно подготовленная, как мне казалось, внешне и внутренне. Но мне не везло. Катастрофически не везло. День за днем. Неделю за неделей. Так подошел к концу второй месяц, а я по-прежнему слышала неизменное: "Мы с вами свяжемся". "Разумеется" - отвечала я.
К закрадывающимся в мое сознание подозрениям, что я что-то делаю "не так", добавлялись вдохновленные рассказы приятельниц об успешном продвижении по службе, участии в новом перспективном проекте, увлекательной командировке и проч. и проч. Это еще больше лишало меня уверенности в себе. В голове все время звучал по-детски наивный вопрос "чем я хуже?". И утешения в виде фраз "всему свое время" и "где-то есть то, что нужно именно мне" действовали все меньше и меньше.
Тогда я решила, что пришло время менять тактику - максимально подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны, сделать выводы, принять меры.

HR-менеджер тоже человек
Я определила, что мне явно мешает волнение. Уже вечером, в канун собеседования, я начинала волноваться. Утром - еще больше. По дороге на встречу у меня дрожали коленки. Можно только представить, какой вид я имела. Должно быть, жалкий. По природе малокоммуникабельная, но искренне стремящаяся к общению, я в незнакомой обстановке, с новыми людьми чувствовала себя крайне дискомфортно: здоровалась по пять раз, не знала, куда девать руки, роняла сумку, рассеяно улыбалась… и, разумеется, не могла не только достойным образом презентовать себя как ценного работника, но часто попросту производила впечатление неадекватной личности.
На данном этапе моей первой ошибкой было чересчур эмоциональное поведение. Я относилась к HR-менеджеру как к тирану, во власти которого "казнить меня или миловать". Чтобы хоть как-то справиться с этой трудностью, я, в первую очередь, постаралась осознать, что мой собеседник обычный человек. В процессе интервью я представляла себе, как этот менеджер проснулась сегодня утром, как опаздывала, снова - как все мы - не знала, что одеть, что, может быть, она мама чудесного малыша и в конце концов я могу просто по-человечески "обаять" ее. Когда же мне приходилось ожидать в приемной, занимала себя рассматриванием интерьера, пыталась анализировать название и логотип компании, что, зачастую, вызывало у меня желание задать вопрос или прокомментировать, что в свою очередь открывало для работодателя мою природную наблюдательность.
Ко второй ошибке причисляю необычайно сильное желание одеваться на собеседование "правильно", что еще больше обостряло мой дискомфорт. "Парадно-выходной" костюм и деловая прическа - абсолютно чуждые для меня "аксессуары". Поэтому я стала надевать привычные вещи, стараясь сохранять неброскую элегантность, производящую впечатление, но не раздражающую глаз.

"Лучше - меньше, да лучше"
Так прошел третий месяц. А я по-прежнему жила на сбережения. Но не отчаивалась. Следующим этапом усовершенствования был анализ моего неправильного отношения к каждой отдельной вакансии как к "клону". Это третья ошибка. Я начала воспринимать каждое объявление как реальный шанс на победу. Больше не отправляла "пачками" резюме, а тщательно подходила к каждому предложению, что, разумеется, забирало гораздо больше времени, но дало результат - мне стали чаще звонить. Очевидно, индивидуальный подход, трепетно написанное письмо на конкретное имя с дополнениями к основному резюме и надеждой на сотрудничество, обращали на себя внимание работодателей.
Но дни неумолимо пролетали. Я со злостью проходила мимо витрин магазинов и вывесок любимых кафе. А в один из вечеров, бродя по парфюмерному магазину, и, увидев свое отражение в одном из зеркал, …ахнула. Ничего, кроме сочувствия, мой вид не вызывал: печальные глаза, опущенные плечи, безрадостное выражение лица. Тогда я сформулировала свою четвертую ошибку: я не произвожу впечатление инициативного претендента с четкой мотивацией. На собеседованиях старалась вести себя сдержанно и спокойно, думая, что тем самым демонстрирую достойное воспитание. Но работодателями это, наверное, воспринималось как пассивность. А мотивация… Мотивация у меня была одна - деньги. Поэтому я пыталась оказаться на должности копирайтера, PR-менеджера, сценариста, корректора, арт-менеджера, секретаря и т.д. и т.п., что и мешало мне четко отвечать, почему я хочу работать именно на данной позиции.

"Пойди туда не знаю куда…"
Пятый месяц был самым тяжелым. Я была в отчаянии. И даже не могла никому позвонить и пожаловаться - всем знакомым надоели мои неудавшиеся поиски. И в какое-то утро я проснулась с уверенностью в том, что высшее образование в моей жизни было просто нелепым чудом, а по интеллекту я потяну разве что на первокурсницу ПТУ. Одевшись максимально безвкусно и сделав броский макияж, я вышла из дому и в ближайшем киоске приобрела "рублевую" газету с горящими вакансиями. Обзвонила с десяток объявлений, в которых "срочно" искали официанток, слушала удивленные междометия на том конце провода, когда перечисляла весь свой творческо-интеллектуальный опыт, в котором, разумеется, сфера обслуживания не числилась, и уже вечером была на стажировке в казино. Через два дня я, правда, оттуда сбежала, успев: за две смены выучить широкий ассортимент спиртного, чем и доныне удивляю друзей, советуя тот или иной напиток. Еще разгадала все кроссворды, над которыми пыхтел местный персонал, и поведала повару, что настоящая фамилия Ахматовой - Горенко. А зовут ее Анна Андреевна. И она великая поэтесса. "Тот же голос, Тот же взгляд, Те же волосы льняные…" Эх…

Чудеса бывают
Возвращаясь ранним утром после ночной стажировки в казино, я, совсем потерявшая надежду, плелась мокрыми осенними улицами… Мимо проезжали сонные автомобили, изредка встречались любители ранних пробежек, а мои мысли уносились далеко-далеко… в мечты о светлом будущем. И тут на меня обрушилась моя главная фатальная пятая ошибка - я забыла, чего хочу! Я потратила массу времени, чтобы просто "устроиться", совершенно отбросив свои истинные стремления. Я ведь мечтала работать в журнале для женщин, вести рубрику о культуре, и открывать в новом ракурсе эту увлекательную сферу жизни для красивых, уверенных и сильных.
Придя домой, закутавшись в плед, проспала до вечера. Проснувшись бодрой и "озаренной", собрала все свои ранее написанные материалы, упорядочила список идей и возможных тем для будущих публикаций, с трепетом выписала телефон редакции любимого журнала и подготовила свое лучшее платье. Утром, чувствуя себя героиней сказки и уверенная в том, что чудеса бывают, набрала номер редакции, сказала, что у меня назначена встреча с главным редактором, но я потеряла номер ее мобильного…
Сегодня я веду рубрику в любимом журнале. И я не только молода, красива, умна, но и успешна. И как никогда уверена, что этот успех придет к каждому, кто точно знает, чего хочет, настойчиво идет к цели и верит в то, что невозможное возможно.

Комментарий психолога
Наталья Шишлова
Процесс устройства на работу, как ни цинично это звучит, очень напоминает процесс продажи (покупки). Собственно, это и есть продажа - вы продаете: свои умения, знания, способности выполнять квалифицированную работу. Естественно, желаете, чтобы эта "сделка" была как можно более" выгодной для вас. Каждый соискатель знает (или думает, что знает), что хотел бы получить в результате этого "обмена" - достойную зарплату, наслаждение от "погружения" в дело своей жизни, возможность быстро вырасти и достичь высокого статуса, иметь власть, покой (да и такое бывает!), защищенность в лице мощной организации, свободу и пр. Сознательно или интуитивно мы ищем ту работу, где наши потребности реализуются наиболее полно. Правда, бывает, что человек так и не находит "свое" место. Такие люди томятся на работе, ждут окончания рабочего дня, испытывают хроническое недовольство окружающим миром и своей жизнью. В лучшем случае, меняют работу, ищут более удовлетворяющее их потребностям место.
У работодателей тоже есть свои ожидания: работники должны удовлетворить те или иные потребности организации и руководителя в первую очередь. Одним - нужен ответственный, желательно неинициативный исполнитель, доводящий до конца начинания самого руководителя. Другим - "источник" новых идей, творческий и оригинальный человек, и потому руководитель готов принимать его отдельные недостатки: непунктуальность, взбалмошность и пр. И потому, уже с первого собеседования, руководители и менеджеры по персоналу подбирают специалистов, исходя из своих требований. Самое главное для соискателя во время собеседования - правильно представить себя, подчеркнув свои реальные преимущества перед другими кандидатами на вакансию, и конкретную пользу для данной организации.
Автор именно так и поступила во время своей последней попытки: очень находчиво смогла добиться встречи с руководством - преодолела "секретарский барьер" и представила свои особенности, преимущества, интересы, объяснила выгоды для организации в случае приема на работу. Руководитель понял: это именно тот человек, который ему нужен!
Однако, важно заметить, что можно правильно презентовать себя, получить желанное место, а потом очень быстро его потерять. Это происходит чаще всего потому, что истинные устремления, ценности, желания работника не совпадают с тем содержанием работы, которую он выполняет. Его мотивация падает, результаты становятся малоэффективны. И тогда руководство разочаровывается в нем.
В нашем примере, как только Елена осознала, что на самом деле в содержании работы ценно для нее, как только смогла найти то место, которое сможет поддержать эту ценность, а именно, разработка рубрики в женском журнале, как только смогла правильно представить себя руководству, она не только трудоустроилась, но и "закрепилась". А главное - теперь получает настоящее удовольствие от того, что может заниматься любимым делом!

Обсудить на форуме


Источник: Елена ЛИТВИНОВА

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: