Домой    Написать нам
 

Статьи / ВЫШЕ ОБЛАКОВ

ВЫШЕ ОБЛАКОВ

3 октября 2006 г.

Традиционно принято всегда прислушиваться к мнению родителей. По их желанию мы, примерные доченьки, покорно выбираем профессию, мужа, судьбу…
А потом на закате жизни, случается, жалеем о нереализованных мечтах и возможностях. И, сомневаясь в правильности сделанного выбора, сокрушаемся, забывая об основном: случайностей не бывает, и как бы ни сложилась жизнь, главное — остаться верным себе, сохранить незыблемым внутренний стержень.

По работе и в жизни мне приходилось много общаться с представителями различных летных профессий. Поэтому, собираясь писать материал об успешной женщине-бортпроводнице, естественно, обратилась к «авиационным» знакомым за рекомендациями. И знаете, абсолютно ВСЕ, кто хоть каким-то образом связан с работой «на высоте», в один голос твердили: конечно же, это наша Куликова.
Бортпроводник-инспектор летно-методического отдела Маргарита Васильевна Куликова, благодаря своему внутреннему стержню, а также неуемной энергии за 20 лет достигла неимоверных высот в такой романтичной, но не очень легкой профессии.

Эта женщина сумела подняться не только на 10 000 метров над землей, но гораздо, гораздо выше! Ее знает вся Украина  бортпроводники и пилоты, радисты и диспетчера. Для девчонок-стюардесс она  справедливый инспектор, грамотный руководитель и просто старшая подруга, которая всегда готова помочь подопечным, возможно иногда даже в ущерб собственным интересам.

На взлете…
В детстве маленькая Рита с восхищением всматривалась в облака, мечтая окунуться в них, как в перину. А, может, просто с высоты увидеть этот волшебный мир, который для крошки был таким огромным и неизведанным.
Родившись в семье военных, она с младенчества привыкла к постоянным переездам. Благодаря папиной работе, избороздила просторы нашей необъятной Родины «от Москвы до самых до окраин».
«Путешествуя самолетами, я всегда с восхищением смотрела на красивых девушек-бортпроводниц в элегантной форме, — вспоминает Маргарита Васильевна. — Почему-то никогда не сомневалась, что непременно стану стюардессой! Но после школы отец строго заявил: «Сначала получи образование. А потом — как хочешь». И я прилежно отучилась в техникуме, получив квалификацию бухгалтера. Отработала положенных три месяца по специальности и… с экономикой покончила навсегда».
Уже в 20 лет Маргарита начала свой взлет…
Сначала работала обычным бортпроводником в Бориспольском объединенном отряде, а, через несколько лет, зарекомендовав себя энергичным, толковым и умным работником, стала инструктором.
Конечно, было трудно, особенно на первых порах, ведь после развода с мужем, осталась с полугодовалым ребенком на руках. Молодая мама и успешная бортпроводница разрывалась между работой и семьей. Неожиданные ночные вылеты, задержки рейсов, аэропорты, гостиницы, чемоданы — вот обратная сторона блестящей медали с красивым романтичным названием «стюардесса».
«Это очень тяжелая работа, особенно для молодых девочек, — рассказывает Маргарита. — Сами понимаете, что постоянные полеты — это никакой личной жизни».
Но огромная любовь к избранной профессии помогли нашей героине с легкостью пройти все карьерные ступеньки от «а» до «я».
Сегодня она инспектирует работу абсолютно ВСЕХ бортпроводников Украины, а также делится своим опытом, обучая молодых стюардесс в учебно-сертификационном центре гражданской авиации Украины. Вот это, действительно, взлет!

На занятиях, в работе, в жизни
Я встретилась с ней прямо здесь, на курсах повышения квалификации бортпроводников-инструкторов. Слушатели уже ожидали ее в классе, и знаете, что первое бросилось в глаза? Девчонки (и, конечно, ребята), действительно, ЛЮБЯТ И УВАЖАЮТ свою наставницу. (Вот мы разом и перечеркнули известное народное изречение: «боится, значит уважает»). Не чувствовалось совершенно никакой натянутости в отношениях, как обычно бывает между начальником и подчиненными, инспектором и экзаменуемыми. Видимо, секрет здесь прост: Маргарита Васильевна не только преподаватель-теоретик. Она — практикующий бортпроводник и знает все проблемы летной работы изнутри.
Да какие там у стюардесс проблемы! — скажет кто-то. — Носи себе чай-кофе, лучезарненько улыбайся. И еще, небось, деньги лопатой гребут.
Но так ли это на самом деле?
«Очень жаль, — рассказывает Маргарита, — что многие путают работу стюардессы и официанта. На самом деле наше основное предназначение — не «чай-кофе подать». Бортпроводник, в первую очередь, должен обеспечить безопасность пассажира на борту, при необходимости оказать медицинскую помощь в рамках своей профессии, и, главное, – быстро и правильно сориентироваться в нестандартной ситуации».
Видимо, сегодня летать намного труднее. Работая в авиации, в первую очередь сталкиваешься с техническими проблемами и пробелами — отсутствием нормальной материально-технической базы в учебных центрах, устаревшим несовременным оборудованием (зачастую авиакомпании в целях экономии закупают за границей дешевые, уже давно списанные «у них» детали, — прим. авт.), что повышает риск аварийных ситуаций на борту. Так что деньги авиаторов не такие легкие. Да и финансовая сторона в различных авиакомпаниях очень отличается.
Усложнился и так называемый «человеческий фактор». Сами понимаете, нынче далеко не каждый может позволить себе путешествие на самолете, предпочитая более «скромные» виды транспорта. А вот крутенькие толстосумы имеют не менее крутые характеры. Пассажир может быть в плохом настроении или просто устроить пьяные выяснения отношений. Думаете, легко всегда оставаться вежливой, и с добродушной улыбкой пытаться утихомирить скандалиста?
«Когда я начинала работать, наверное, пассажиры были другие, — говорит Маргарита. — Нынешний пассажир более требователен. Поэтому учим наших девчонок и парней быстро ориентироваться в различных психологических ситуациях. Приветливый, грамотный, а, главное, дипломатичный бортпроводник — это всегда авторитет компании».
Сама Маргарита Куликова — яркий тому пример. Ей на удивление легко удается сочетать доброту и строгость, простоту и искренность, и соблюдая дистанцию, сохранять высокий авторитет руководителя, одновременно оставаясь для девушек просто хорошей подругой.
— С Маргаритой Васильевной очень легко, — отзываются о наставнице слушатели. Она всегда идет навстречу, с какой проблемой бы не обратился. И никогда не чувствуется предвзятого отношения, которое зачастую бывает у современных преподавателей.
Смотришь на эту добродушную и вместе с тем уверенную в себе женщину и понимаешь, как важно именно ЛЮБИТЬ свое дело. Работа бортпроводника, видимо, воспитывает не только характер, но, в первую очередь, душу человека. Вот он, отпечаток профессии!
«Я, действительно, стала более сдержанной. Если в юности могла себе позволить вспылить или быть резкой, то за долгое время работы привыкла ладить с любым человеком и находить разумное решение в ситуации, когда, казалось бы, конфликта не избежать. Это первое, чему мы учим девчонок на занятиях и в жизни».
Сегодня Маргарита Васильевна читает лекции по аварийно-спасательному оборудованию, переучивает бортпроводников на другие типы самолетов, проводит занятия на тренажерах, принимает сертификационные экзамены на допуск к полетам и при этом делает квалификационные проверки бортпроводников-инструкторов в рейсах. «Инспектор — это серьезная должность, требующая огромной ответственности. Я принимаю экзамен, ставлю свою подпись и с этого момента полностью в ответе за дальнейшую работу бортпроводника. Ведь случись что-нибудь — спросят с меня».
И Маргарита Васильевна поведала об инциденте, совсем недавно произошедшем с ней в аэропорту Борисполь. Собираясь в рейс на очередную проверку работы инструкторов в полете, она совершенно случайно узнала, что на борту самолета одной известной авиакомпании в составе экипажа находятся бортпроводники, не имеющие допуска на этот тип воздушного судна. Хорошо, что у Маргариты профессиональная память на лица! Преподаватель точно помнила, что данные сотрудники не сдавали у нее экзамен на этот тип самолета. Конечно, об инциденте сразу же было сообщено в инспекцию, и несанкционированных бортпроводников сняли с рейса. Ну, а если бы не стечение обстоятельств? Вы представляете, что это за эксцесс? Это равносильно тому, если взять первого встречного прохожего и посадить за штурвал!
«Конечно, я прекрасно понимаю, что те нарушения, которые имеются в авиакомпаниях, зависят совсем не от бортпроводников. Поэтому приходится все время добиваться чего-то для своих подопечных, защищать их и поддерживать».
И госпожа Куликова уверенно двигается вперед. Занятия, рейсы, инспекторские проверки,  жизнь пролетает в бешеном ритме. Хорошо, что рядом есть любимый человек, который никогда не даст забыть, что ты просто женщина. «То, что у меня муж  пилот, очень помогает. Он знает мою работу изнутри. Зачастую же в семьях бортпроводниц возникают конфликты именно из-за непонимания супругом всех нюансов профессии. Их не устраивают постоянные ночные вылеты или длительное отсутствие жены дома. Да и вообще, почему-то у людей очень предвзятое отношение к стюардессам. А меня супруг всегда поддерживает».
Чего еще можно желать? Вроде всего достигла, жизнь удалась. Не пора ли отдохнуть? Но вряд ли человек с такой неуемной энергией успокоится. Ведь впереди еще столько планов! Добиться для учебного центра новых усовершенствованных тренажеров, разрабатывать современные методики подачи материала и приема экзаменов, — успевать идти в ногу со временем. v«Я постоянно говорю себе: ну вот, еще пару месяцев поработаю, и все, на заслуженный отдых. А проходит пара месяцев, и понимаю, что не могу сидеть на месте, привыкла постоянно общаться с людьми. Поэтому снова спешу преподавать, проверять, и просто летать…»

- Маргарита Васильевна очень живая и всегда просто светится! — заметила одна стюардесса.
Так в чем же секрет ее хорошего настроения? В любимой работе? Успешной карьере? В поддержке близких людей? А может быть в том, что она умеет всегда оставаться просто женщиной — искренней, доброжелательной, обаятельной…


Обсудить на форуме


Источник: Ирина ДЕМИДОВА

Последние отзывы:

правда!

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: