На собеседовании нужно взвешивать каждое слово, а еще важно знать, когда
говорить, а когда лучше промолчать. Чувство меры в диалоге, правильные
паузы и уверенная речь оставляют впечатление адекватной беседы и
приятного собеседника.
Молчание – золото
Вообще-то молчать во время трудного разговора легче всего, но на
собеседовании такое вряд ли возможно. Другое дело – стараться
почувствовать, когда лучше перестать говорить.
По каким признакам можно понять, что пора помолчать:
*Собеседник слушает вас невнимательно - поглядывает на часы, зевает или блуждает взглядом.
Скорее всего, ему неинтересно то, что вы говорите, поэтому аккуратно сверните свою речь
*На лице интервьюера читается удивление. Это может быть особое выражение
глаз, приподнятые брови, скептическая, недоуменная или просто
удивленная улыбка.
Возможно, вы сказали что-то «лишнее». И тут важно не сделать следом
другую ошибку – не пуститься в пространные объяснения, чтобы сгладить
напряженность момента.
*Интервьюер открывает рот, поднимает подбородок или делает останавливающие знаки рукой.
Так он может дать понять, что хочет что-то уточнить, спросить или
сделать ремарку, одним словом, прервать вас. До подобных жестов ситуацию
лучше не доводить, но если уж вы заметили стремление собеседника
перебить вас, не сопротивляйтесь.
*Вы говорите о чем-то очень личном.
Так случается, что нередко соискатели, сами того не замечая, переходят
на откровенность – рассказывают подробности своей личной жизни, делятся
истинными причинами увольнений, раскрывают душу. После такого интервью
обычно идешь домой и думаешь: «И что меня понесло с этими штихелями?..»
Но вовремя остановившись, можно все же спасти ситуацию.
*Вы говорите и чувствуете, что формулировать мысли вам сложно.
Остановитесь, не надо упражняться в косноязычии. Ведь именно таким -
заикающимся и с трудом подбирающим слова - вы запомнитесь собеседнику.
Слово – алмаз
Как ни крути, на интервью принято спрашивать и отвечать, не зря оно -
интервью. Причем отвечать придется вам. И от умения ответить развернуто и
полноценно, но в то же время внятно и кратко, зависит общее впечатление
от разговора. Из вас не должны «тянуть клещами» факты вашей биографии.
Не ведите себя так, словно вас допрашивают или пытают. Будьте готовы
быстро реагировать, говорить бегло и уверенно.
Кроме простых ответов на вопросы, очень выигрышным оказывается умение
представлять себя самостоятельно. Не везде практикуется такой тип
разговора, но способность взять инициативу и взвешенно рассказать о себе
и своих достижениях, существенно увеличит ваши шансы.
Как можно понять, что самое время взять слово:
*Вы ответили на вопрос односложно, и собеседник молчит.
Скорей всего, он не удовлетворен вашим ответом и ждет продолжения. Даже
если вам нечего сказать, повторите то же самое, только другими словами,
более развернуто. Возможно, это позволит прояснить ситуацию и задать вам
следующий вопрос.
*Вам предлагают рассказать о себе, спрашивают о ваших достижениях или
планах. Молчать нельзя ни в коем случае. Это ваш выход. Даже если
самопрезентация дается вам нелегко, нужно, по меньшей мере, начать
рассказ – подготовьте его заранее, чтобы вам не было мучительно трудно
подыскивать слова. Обычно бывает достаточно заготовить несколько первых
предложений, чтобы не растеряться вначале.
*На лице интервьюера читается разочарование, и он умолк.
Попробуйте реабилитироваться и разговорить собеседника. Для таких
случаев имейте наготове вопросы о компании. Причем лучше не о зарплате и
больничном, а общего свойства - из истории компании, стратегии
развития, корпоративной жизни.
Баланс бесценен
Высший пилотаж интервью - когда у кандидата с интервьюером возникает
контакт, и собеседование носит характер беседы, а не допроса. Тогда не
придется заглядывать человеку в глаза, следить за его руками и ждать
контрольных реплик для того, чтобы замолчать или заговорить. Баланс
случится сам собой.
Как создать непринужденную атмосферу на интервью:
*Постарайтесь расположить к себе собеседника. Но если вы видите, что
интервьюер замкнут и деловит, не пытайтесь его растормошить
жизнерадостными улыбками и «милыми» ремарками, так вы сделаете только
хуже - вас сочтут назойливым и навязчивым. «Зеркальте» поведение
собеседника, ведите себя подобно ему: не стоит улыбаться, если он хмур.
Так же и ваша серьезность будет излишней, если он настроен на легкую
беседу.
*Наблюдайте за собеседником. Когда помолчать, а когда заговорить, можно
почувствовать по поведению визави. Основная ошибка большинства
соискателей состоит в том, что они не прислушиваются к настроению
рекрутера, зацикливаясь на собственных ощущениях. Отнеситесь к нему со
всем вниманием, и вам не придется гадать, стоит ли быть разговорчивей,
или лучше больше помалкивать.
*Расслабьтесь, не бойтесь собеседника. Не спешите влезать в образ
унылого подследственного, представьте, что просто проходили мимо, и
поговорите свободно. Вы сами удивитесь, как легко все получится.