Зачастую
говорить правду очень неприятно и нелегко, особенно когда идет речь о вызове на
ковер к начальнику. Отчитаться о проделанной работе это одно, а вот сообщать
неприятные новости боссу вдвойне трудно. В связи с этим, многие сотрудники
предпочитают умалчивать неприятную информацию, надеясь, что она не всплывет и
забудется. Однако ни к чему хорошему такая "страусиная политика" не
приводит.
Не вижу, не слышу, не говорю
Все равно скрытие неприятных фактов классифицируется как корректная ложь. Такая
психологическая особенность, как скрытие правды заложено в человеке природой и
относится к свойствам человека выживать в сложной среде. По статистике, в
среднем человек лжет 7 раз за день. Однако, когда речь заходит о лжи в бизнесе,
это оказывается не простой фактор...
Случай из жизни:
После института Николай устроился в известную крупную компанию. Он был успешным
работником и быстро продвигался по карьерной лестнице, всего через несколько
лет он стал руководителем департамента. Человек он был добропорядочный и
честный. Он весь свой внутренний мир передавал своим сотрудникам. И он даже и
представить себе не мог, что его подчиненные могут быть замешаны в финансовых
схемах, хотя слухи в смежных департаментах такие ходили. Через время эти
сотрудники дружно ушли в другую сферу рынка, запасшись некоторым "денежным
буфером". Вот к чему привела непринятая правда.
"Никому не нравится выслушивать неприятные новости, поэтому многие
предпочитают жить по принципу "не вижу, не слышу, не говорю", только
бы не нарушать свой душевный комфорт" - сказал руководитель департамента
развития общественных связей компании 'Кухнистрой" Алексей Лемонов. Но
если ложь касается бизнеса, то это как "удар в спину", который может
привести к серьезными последствиям для организации.
Молчание ягнят
Самые распространенные случаи умалчивания неприятной информации - это проблемы
с персоналом, нарушения в технологическом или производственном процессе.
Например, в одно отделении фирмы постоянно срывались сроки выполнения заказов
клиентам, а их жалобы скрывались от вышестоящего руководства. Результат: потеря
клиентов и падение репутации фирмы.
Другой случай - это когда менеджер, одной фирмы, которая занимается выпуском
кровельных материалов, узнал, что появился конкурент со своей уникальной
технологией выпуска таких материалов с более низкими ценами. Менеджер
посовещался с другими менеджерами и они решили, что с этим конкурентом они
справятся и не стоит огорчать высшее руководство. В результате, за счет
удачного маркетинга, уникальная технология конкурентов начала отвоевывать у
фирмы ее позиции на рынке, а некоторые работники ушли и вовсе в конкурирующую
фирму. Вот к чему привела такая скрытая ложь.
Елена Витвицкая, которая работает директором по маркетингу, уверена: "
Горькая правда - это с родни прививки, процедура неприятная, но необходимая,
как для сотрудника, так и для руководителя. Кроме этого, для принятия
тактических и стратегических решений очень важно вовремя получить реальные
сведения о сложившейся ситуации".
Нужно сказать, что не всегда скрытие информации - это намеренное действие,
направленное на свои блага. Часто это связано с самоуверенностью некоторых
сотрудников, считающих, что они сами могут справиться с любой проблемой.
Зачастую причины таких неприятных процессов лежат не на поверхности (внешние
обстоятельства), а внутри компании: в ее структуре, принципах взаимодействия
персонала, рабочей атмосфере и т.п. Например, в некоторых организация действует
система неформальной отчетности, а до деталей доходит только, когда сотрудника
не спросят прямо в лоб. А когда начальник в ярости спрашивает, почему он об
этом узнают только сейчас, получает ответ - "А вы у меня не
спрашивали". И придраться то не к чему...