Многие
молодые люди стремятся к самостоятельности и устраиваются на работу, едва
поступив в вуз. Главная и, как правило, единственная цель при этом – заработать
денег, чтобы не просить у родителей, а где и как – вопрос второстепенный. Как
подобный опыт отразится на последующей карьере?
Большинство компаний сулят своим молодым работникам карьерные перспективы
космических масштабов. Но система поощрений в крупных организациях выстроена
довольно хитро. Молодых сотрудников стараются всячески мотивировать на
продолжительные трудовые отношения, практически любой студент, продержавшийся
на одном месте год-полтора и сумевший показать себя с лучшей стороны, имеет
перспективы карьерного роста. Впрочем, сама карьерная лестница так извилиста,
что порой сложно понять, в чем состоит очередное повышение. К примеру, многие
организации делят весь младший персонал на категории (согласно своей
внутрикорпоративной градации). Пришел молодой человек устраиваться продавцом.
Начал со стажера, затем получил звание продавца-консультанта третьей категории,
через несколько месяцев – второй, затем – первой. С каждым новым повышением ему
давали прибавку к зарплате. Небольшую, но все же. Работник рад. Ему приятно, он
чувствует, что его оценили по достоинству. А в чем на самом деле заключается
его продвижение? Он как был продавцом-консультантом, так им и остался. Через
некоторое время он может стать старшим продавцом, а затем, если повезет,
менеджером по обучению персонала или инструктором. О полученном дипломе молодые
специалисты к тому времени уже, как правило, забывают, потому что приобретенная
специальность никакого отношения к работе не имеет.
Мыльный пузырь
Большинство эйчаров крупных компаний говорят о том, что на топовые позиции
продвигают только «своих» сотрудников – тех, кто прошел все ступени карьерного
роста, знает компанию изнутри. Но на деле примеров, когда рядовые сотрудники
становились топ-менеджерами не так уж много. Да и согласится ли руководство
компании перевести бывшего продавца, получившего наконец долгожданный диплом,
на позицию юриста или бухгалтера? Ведь на такие должности предпочитают нанимать
людей с опытом работы по специальности. Поэтому студенческая подработка часто
оборачивается тем, что некогда преданные «своему» магазину или кафе сотрудники,
так и остаются продавцами или официантами. Или ищут новую работу – уже по
специальности, и прошлый опыт им в этом не помогает, а порой и мешает.
В то же время у тех, кто не был столь лоялен своему работодателю, и предпочитал
увольняться перед каждой сессией, дело тоже обстоит непросто. К окончанию вуза
в их трудовой книжке значится 5-6 мест работы в разных областях, сроком от 2 до
6 месяцев на каждом. Осторожный кадровик посчитает, что кандидат ни на одном
месте удержаться не может. И в итоге желание заработать «все равно где и как»
впоследствии может обернуться для молодого специалиста большими трудностями при
поиске «взрослой» работы.
Будь стратегом
Все вышеперечисленное вовсе не означает, что все пять лет обучения в вузе нужно
только учиться и даже не пытаться самостоятельно заработать. Конечно, работать
одновременно с учебой можно, а иногда, просто необходимо. Но в идеале, выбирая
место подработки, продумайте заранее свои перспективы и место приложения
диплома в этой отрасли. Выстраивайте стратегию, спрашивайте себя, кем вы хотите
быть в этой компании через пять лет. Начиная с третьего – четвертого курса уже
можно искать работу по специальности, на позициях помощников, младших
сотрудников или стажеров. Соглашаясь на низкооплачиваемые позиции младших
помощников, вы работаете на перспективу, накапливаете бесценные знания.