Деловая переписка / Статті / Портал "Робота для жінок" |
|
![]() Робота для жінок |
|
Статті / Деловая перепискаДеловая переписка 27 сентября 2012 р. ![]()
Служебная переписка - важная часть делового этикета. Это общение в миниатюре. Овладение ей - это целое искусство и, порой, нелегкий труд. Толковая деловая переписка способна увеличить оборота фирмы, предприятия, улучшить взаимосвязи различных служб, установить прочные связи с потребителями.
1. Деловой стиль
1. Первое что отличает деловую переписку от других стилей переписки это официально-деловой стиль.
- Участники делового общения - преимущественно юридические лица - организации, учреждения, предприятия, в лице действующих от имени руководителей и других должностных лиц. - Характер и содержание информации достаточно жестко регламентированы. - Предметом делового общения выступает деятельность организации: управленческая, производственная, экономическая, научная, техническая и др. Информация в деловом общении должна обладать определенными свойствами. Она должна быть: - Официальной по своему характеру. - Адресной, так как управленческий документ всегда предназначен конкретному получателю, должностному лицу, организации, группе организаций. - Актуальной, поскольку документ должен содержать именно ту информацию, которая необходима в данный момент времени. - Объективной и достоверной. - Убедительной, аргументированной. - Полной и достаточной для приятия управленческого решения. Недостаточность информации может вызвать необходимость дополнительно запрашивать сведения, порождать переписку, приводить к неоправданным потерям времени и средств. Деловой стиль обладает совокупностью специфических признаков, отличающих его от других стилей языка - научного, публицистического, разговорного, языка художественной литературы.
- Стандартизация изложения. - Нейтральный тон изложения. - Точность и определенность формулировок, однозначность и единообразие формулировок. - Лаконичность, краткость изложения текста. - Использование языковых формул. - Использование терминов. - Применение лексических и графических сокращений. - Преобладание страдательных конструкций над действительными. - Употребление словосочетаний с отглагольным существительным. - Использование конструкций с последовательным подчинением слов в родительном и творительном падеже. - Преобладание простых распространенных предложений. 2. Второй особенностью деловой переписки является широкое употребление языковых формул - устойчивых (шаблонных) оборотов, используемых в неизменном виде.
- «Сообщаем, что в период с... по....» - «Сообщаем, что по состоянию на....» - «Направляем Вам согласованный....» - «Просим Вас рассмотреть вопрос о...» - «Проверкой установлено, что.....» - «В связи с отсутствием финансовой помощи....» - «В связи со сложной экономической ситуацией...» Языковые формулы - это результат унификации языковых средств, используемых в повторяющихся ситуациях.
- Дать официальное определение термина. - Расшифровать значение термина словами нейтральной лексики. - Убрать термин или заменить его общепонятным словом или выражением. Трудности в употреблении терминов связаны еще и с тем, что терминология находится в постоянном изменении: меняется содержание уже существующих понятий, возникают новые, часть понятий устаревает, и обозначающие их термины выходят из употребления.
- Лексические (аббревиатуры) - сложносокращенные слова, образованные путем удаления части составляющих их букв из частей слов: СНГ, ООО, МЧС, АЭС, ГОСТ, ГУМ, главбух, зав., зам., спецназ. - Графические - применяемые на письме сокращенные обозначения слов: гр-н, тчк, ж-д, кв. м и др. В письмах должны употребляться только официально принятые сокращения, обозначения и термины. Наименования учреждений, организаций и должностей, званий, единиц измерения, географические названия и другие должны точно соответствовать официальным названиям.
- «Предлагаем Вам варианты решений (чего?) реконструкции систем отопления, вентиляции и санитарно-технических установок жилых домов и административных зданий….» - «Полностью разделяем необходимость (чего?) дальнейшего обсуждения конкретных вопросов возможного сотрудничества...» - «Согласно штатному расписанию...» Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. Если необходимо обратиться в организацию одновременно по нескольким разнородным вопросам, то рекомендуется составлять отдельные письма по каждому из них.
2. Структура текста делового письма
Вторым отличительным моментом в написании делового письма является его характерная структура.
- Вступление. Вступительная часть содержит: ссылку на документ, его отдельные пункты, послужившие основанием составления письма; констатацию факта, в ней указывается цель (причина) составления письма. При ссылке на документ указываются его данные в следующей последовательности: наименование вида документа, автор, дата, регистрационный номер документа, заголовок. - Основная часть. В основной части излагается описание события, сложившейся ситуации, их анализ и приводимые доказательства. Именно в этой части необходимо убедить, доказать, что в проводимом совещании (конференции, круглом столе) необходимо участвовать, что производимая продукция или выполняемые услуги лучшие, что просьбу необходимо выполнить и т.д. - Заключение. Заключение письма представляет собой выводы в виде просьб, предложений, мнений, отказов, напоминаний и т.д. Письмо может содержать только одну заключительную часть. Основные вопросы письма надо четко сформулировать и расположить в последовательности, наиболее оптимальной для восприятия. После составления и написания служебное письмо необходимо отредактировать.
Обращение
Деловое письмо практически всегда начинается с обращения. Эта небольшая по объему часть текста исключительно значима для целей общения. Правильно выбранное обращение не только привлекает внимание адресата, но и задает переписке нужную тональность, способствует налаживанию и поддержанию деловых отношений. Важность обращения определяется автором письма, обращение позволяет обеспечить себе слушателя. Особого внимания заслуживает знак препинания, следующий за обращением. Запятая после обращения придает письму будничный характер, знак восклицания подчеркивает значимость и официальный стиль. При печатании обращение выравнивается по центру.
3. Содержание деловой переписки
Третьим обязательным отличительным моментом в написании делового письма является его содержание.
- Инструктивными - Сопроводительными - Гарантийными - Информационными - Благодарственными - Поздравительными - Рекламными. Есть также письма-просьбы, письма-запросы, письма-извещения, письма-ответы, письма-приглашения и др. Каждая разновидность писем имеет свои особенности в составлении и оформлении.
Письма-приглашения
Письма-приглашения с предложением принять участие в семинарах, совещаниях и других мероприятиях обычно адресуются руководителю организации, конкретному должностному лицу, но могут быть адресованы и всему коллективу. В письмах указываются условия участия, место и время проведения мероприятий, а при необходимости и форма одежды. В письме обычно оформляется реквизит «приложение», в котором сообщается программа мероприятия.
Гарантийные письма
Гарантийные письма составляются с целью подтверждения определенных обещаний или условий и адресуются организации или отдельному лицу. Гарантироваться могут плата за выполненную работу, качество, сроки поставки продукции, оплата товара, аренды и т.д. В таких письмах используются стандартные выражения: «фирма гарантирует (гарантируем), просим выслать в наш адрес наложенным платежом (вид гарантии), оплату гарантируем, сроки поставки гарантируем, качество изделий гарантируем...».
Письма-просьбы Существует огромное количество ситуаций, дающих повод для изложения просьб от имени предприятий, организаций, учреждений. Текст данного письма обычно строится по следующей форме: в основной части содержания изложение причины, побудившей обратиться с просьбой; изложение самой просьбы; в заключительной части высказывается надежда на ожидаемый результат. Просьбы обычно выражаются словами «прошу, просим»: - «Просим оказать содействие...» - «Просим выслать на наш адрес...» - «Просим принять участие...» - «Прошу довести до сведения...» - «Прошу ликвидировать задолженность...» - «Прошу принять меры...» Главная цель данного письма - убедить, доказать в необходимости исполнения просьбы, поэтому в тексте письма приводятся убедительные доказательства, прилагаются расчеты, сметы и другие подтверждающие основания, которые оформляются реквизитом «приложение».
Письма-ответы
Текст письма-ответа обычно начинается с повторения просьбы. Далее излагаются результаты рассмотрения просьбы, мотивируется отказ (если это письмо-отказ) и констатируется сам отказ.
- Наличие в письме-ответе ссылки на первоначальное письмо и его тему. - Использование одинаковых языковых средств выражения (прежде всего терминологии) в обоих письмах. - Сопоставимость объемов информации и аспектов содержания в обоих письмах. - Соблюдение определенной последовательности в изложении аспектов содержания. Тексты ответных писем должны соответствовать заданиям, зафиксированным в резолюциях руководителей.
Благодарственные письма
В последнее время в деловой переписке стали широко применяться письма-благодарности.
Сопроводительные письма
Сопроводительные письма составляются для сообщения адресату о направлении каких-либо документов. Текст письма состоит из двух частей: сообщения о высылаемом материале и уточняющих сведениях (приложения). Обычно текст сопроводительного письма очень короток, вмещается на формате А5 и не имеет самостоятельного заголовка.
Письма-предложения
В последнее время широкое распространение получили письма с предложениями о сотрудничестве. Логическая схема текста данного письма такая же, как и в письме-просьбе.
- «Мы рады предложить (рекомендовать) Вам... » - «Предлагаем Вам... » К письмам-предложениям можно отнести следующие виды писем: - Письма-предложения о сотрудничестве. - Письма-извещения. - Рекламные письма (информационные письма).
Этикет, соблюдаемый в письмах
Этикет в письмах по существу это все те же формальности, превратившиеся в правила, традиции и обычаи.
- Этикет не требует красоты почерка, но писать неразборчиво также некрасиво, как и бормотать себе под нос, разговаривая с другими. - Письма пишутся только с одной стороны листа, обратная сторона должна всегда оставаться чистой. - Не стоит начинать письмо с местоимения «Я». - Очень не красивым и не вежливым считается ставить одну букву с точкой вместо подписи. Какого бы рода письмо не было: деловое или дружеское. - Никогда не следует писать многословно к лицам, стоящим выше или ниже вас по положению, в первом случае, при многословии можно показать свое неуважение, да и скорее всего длинное письмо просто не будут читать, а во втором случае длинным письмом можно посчитать за фамильярность. - Обращения «господин», «госпожа» подходят для всех случаев, тогда как иные обращения могут оказаться неприемлемыми. - Писать от руки можно только корреспонденции личного характера. Если письмо не отпечатано, а написано от руки, оно должно быть аккуратным, без исправлений. - Общее правило для любой корреспонденции - письмо должно свободно помещаться в конверт. - Поздравление человека, как и выражение соболезнования, благодарственные письма лучше писать от руки. На поздравления отвечают коротко. - Письма, поздравляющие с новым годом, посылаются заранее, для того, что бы они были получены накануне нового года или в день нового года. Этот срок должен соблюдаться в отношениях с родственниками, относительно же друзей или близких знакомых срок поздравления может быть растянут и на первую неделю после нового года, всех остальных можно поздравлять в продолжение всего января. - Почтовые открытки не используют в деловой переписке. Можно послать телеграмму. - Любое письмо, доверенное вам, требует немедленного ответа. Если вы не можете исполнить просьбу, изложенную в письме, то уведомите об этом сразу же. - Деловые письма не принято отправлять на половинках листа. Не экономьте бумагу и используйте целый лист, даже если ваше сообщение состоит из единственной фразы. Источник: |
© 2006—2025 ТOВ "Робота Плюс Успіх". Всі права захищено. При використанні матеріалів з сайту "Робота для жінок" посилання на нас обов'язкове. Сайт розроблений в компанії "Робота Плюс®" - Робота в Києві |
Вакансії | Статті | Контакти | Мапа сайту | Наші сайти: Jobs.ua | Пропоную Роботу | Оренда залів в Україні | Training.ua |