Определимся с терминами. Интрига — это
коварное, тайное нападение одного человека (интригана) на другого (жертву). Как
правило, интриган применяет неэтичные методы в борьбе за власть. Он ставит
целью навредить жертве как профессионалу и уменьшить его влияние в организации.
Имеется широкий арсенал способов, которые используются в борьбе за власть в
компаниях. Мы опишем наиболее часто встречающиеся «грязные» методы — наговор,
шантаж, фальшивая дружба. Все это — типичные образцы нечестного поведения.
Наговор и слухи
Наверное, наиболее распространенная форма интриги — это наговор или
дискредитация. Интриган распространяет негативную информацию о «жертве», желая
дискредитировать ее и ухудшить общее мнение о ней. При этом, в зависимости от
обстоятельств, интриган обращается непосредственно или косвенно к некоей
влиятельной личности, например, к шефу будущей жертвы. Он может сообщить ему
запланированную негативную информацию.
Как воспрепятствовать наговору и клевете? Прежде всего, можно говорить
о двух предупредительных мероприятиях.
Во-первых, это построение хороших отношений с вашим шефом. Если вам удалось
выстроить хорошие отношения, если в ваших отношениях существуют взаимопонимание
и доверие, ваш шеф больше поверит именно вашим словам и вашим попыткам
опровергнуть ту ложную информацию, которую о вас распространяют. Если вы, не
дай бог, станете жертвой слухов, он поможет вам предпринять контрмеры и будет
защищать вашу точку зрения.
Во-вторых, это хорошие отношения с коллегами одного с вами ранга. Чем больше у
вас друзей в организации, тем быстрее вы узнаете, что о вас кто-то говорит
плохо. КРАСОТА - ПРОФЕССИОНАЛЬНО
Друзья нужны и для вашей обороны: именно они поддержат вас и защитят
ваше доброе имя. И, конечно, чем больше у вас друзей, тем лучше.
Шантаж
Шантаж — это угроза обнаружить ошибку или «слабое место» жертвы в случае, если
жертва не будет выполнять требуемые вымогателем действия или принимать
определенные решения. Открыть, предать огласке слабость жертвы означает в этом
случае информировать высшее руководство фирмы. Вымогателям также приходится
«несладко», так как вымогательство не только криминально, но и воспринимается
большинством людей как действие, безусловно, достойное отвращения. Многие
руководители считают факт шантажа весомым поводом для увольнения замеченного в
таких действиях человека.
Как можно противодействовать шантажу? Избегайте возможные «слабые места»: лучше
иметь чистую совесть и не демонстрировать окружающим свои слабости, личные
проблемы и пристрастия. Если у вас возникает искушение нарушить фирменные
правила или даже закон, всегда думайте о возможных последствиях, о том, что вы
можете стать жертвой шантажа.
Фальшивая дружба
«Фальшивая дружба» в компании означает, что кто-то «подлизывается» к вам с
недобрыми намерениями. Этот «кто-то» обычно хочет использовать доверительные
отношения с вами, чтобы навредить вам. Наиболее часто используется следующий
способ: тот, кого вы считаете своим другом, заводит беседу о вашем шефе и
провоцирует с вашей стороны неблагоприятные высказывания о руководстве.
Затем он информирует об этом вашего шефа, и вы в этой ситуации
выглядите весьма недостойно и нелояльно.
Разумеется, существует еще множество других способов использования так
называемой «дружбы» против вас. Но этот самый распространенный.
Все действия, которые вы можете предпринять, группируются в двух основных
направлениях. Первое, оставляйте вашим недоброжелателям как можно меньше
возможностей для использования ваших высказываний. Старайтесь не говорить плохо
о других людях, прежде всего, о вашем руководстве. По возможности, не
рассказывайте о ваших слабостях, личных проблемах и ошибках.
Второе: фальшивых «друзей» не так легко обнаружить. Проверяйте, что в
действительности их интересует. В частности, если кто-то очень интенсивно
пытается подлизываться к вам, вы должны быть особенно стойкими. Пытайтесь
выяснить его мотивы. Пусть вы будете казаться недоверчивым: в этом случае лучше
проявить большую бдительность.
Фальшивый «друг» может поставить себе цель публично продемонстрировать коллегам
и руководству вашу некомпетентность и профессиональную несостоятельность. При
этом интриган активно провоцирует жертву на ошибочные действия. Для этого он
должен очень хорошо знать жертву и иметь возможность склонять ее к ошибкам
целенаправленной ложной информацией.
Как правило, ловушка готовится в обыденной ситуации, в тихие рабочие будни. А
впоследствии жертву сознательно поставят в ситуацию, когда она сделает ошибку,
и эта ошибка будет продемонстрирована всем.