Статті / Скажи мне, как тебя зовут…

Скажи мне, как тебя зовут…

19 февраля 2010 р.

Первая задачка, которую предстоит решить, приходя в новый коллектив: как представиться? Ведь от этого зависит, кем вы будете для своих коллег — Оленькой, Ольгой или Ольгой Петровной. Казалось бы, какая разница? Пока молоденькая, буду Оленькой, стану старше — переименуюсь в Ольгу Петровну...

Если нового сотрудника коллективу представляет грамотный руководитель, он должен назвать фамилию, имя и отчество — без дискриминации по возрасту или полу. Пройдет время, и отношения определятся сами собой — для кого-то, с кем завяжется дружба, это будет уменьшительно-ласковое — Танечка, для кого-то — краткое Татьяна, а для кого-то — Татьяна Ивановна. Именно с Татьяной Ивановной будут проходить деловые переговоры, и именно Татьяна Ивановна будет отвечать за выполнение работы.
Имя обязывает. Но иногда мы, ошибочно полагая, что, представляясь по имени, скорее достигнем взаимопонимания и будем радушно приняты в коллектив, достигаем обратного эффекта. Случиться это может и с рядовым сотрудником, и с руководителем. Просто в данном случае происходит как бы опережение событий — сначала налаживание человеческих контактов, а потом деловых. И хотя в математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется, в нашем случае первое иногда может помешать второму. Ведь все мы знаем, как трудно бывает строить деловые отношения с друзьями или родственниками, отказывать им в просьбе или доказывать необходимость подчиняться общим для всех сотрудников правилам и нормам.
Что же можно сделать, чтобы изменить форму обращения, а, следовательно, и отношение к себе в коллективе и выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями?
Во-первых, предупредите своих друзей и близких, которые чаще всего звонят вам на работу, чтобы они приглашали вас к телефону только по имени-отчеству. Такое обращение заставит сотрудников посмотреть на вас другими глазами: оказывается, наша Леночка — Елена Ивановна!
При встрече с новыми людьми, с которыми вам приходится сотрудничать, представляйтесь только по имени-отчеству, особенно, в присутствии сотрудников. Договариваясь с новыми знакомыми о деловой встрече или рабочем звонке, уточните: спросите Елену Ивановну.
Рассказывая в коллективе о рабочих встречах или событиях, демонстрируйте обращение к вам по имени-отчеству. Например: «Начальник управления мне прямо сказал: «Татьяна Борисовна, если ваш отдел успеет сдать отчет вовремя…».
При обращении к вам сотрудников в форме: «Танечка», мягко остановите, и с понимающей улыбкой, но твердо, исправьте: «Вы хотите сказать Татьяна Борисовна?».
В конце концов, вы можете сказать любому коллеге, независимо от возраста и занимаемого положения: я чувствую себя более комфортно, если вы обращаетесь ко мне по имени-отчеству.
Главное, будьте последовательны и терпеливы. И тогда останетесь Танечкой при неформальных отношениях и будете Татьяной Борисовной в сфере делового общения.
Безусловно, можно использовать более радикальные меры, например, ответить сотруднику, который обращается к вам: Танечка! — тем же: слушаю тебя, Петечка! Но вряд ли это можно назвать конструктивным диалогом. Хотя, если вы достаточно уверены в себе — можете попробовать!
Важно также учитывать культурные особенности и традиции, а также моральные ценности, заложенные в основу формирования рабочего коллектива. Например, отношения во многих совместных предприятиях строятся по западному образцу. При этом чаще всего при общении используется только одно имя, и воспринимается это, как норма. На этом фоне ваше требование обращаться к вам по имени-отчеству было бы не совсем понятно, особенно, если среди основателей, сотрудников или партнеров фирмы есть представители других стран.
На то, как сотрудники обращаются друг к другу, влияет и вид деятельности организации. Если это школа или высшее учебное заведение, то, безусловно, используется имя-отчество, причем нередко такая форма обращения переносится и в сферу неформальных отношений коллег.
Если это общественная организация или корпорация, где принято тренинговое обучение и корпоративные семинары, в общении чаще используется только имя.
Есть ряд профессий, где именно имя и фамилия создают имидж, например, если человек публичный — актер, политик, писатель, публицист. В этом случае имя и фамилия — его визитная карточка.
На встречах, проходящих в формате круглых столов с участием представителей разных организаций, также обычно обращаются друг к другу только по имени, уточняя фамилию и название организации.
Поэтому, прежде чем защищать свое право на имя, стоит подумать: а было ли оно нарушено. При этом важно учитывать и тип, и вид деятельность организации и, главное, — отношения внутри коллектива.

Комментарии
Анна, журналист
Я не люблю обращений уменьшительно-ласкательных: Анечка, Сашечка. Сама так ни к кому не обращаюсь и по отношению к себе такого не позволяю. Обращение на «ты» в коллективе считаю правильным, по-моему, это демократично. И даже если сотрудник, младше по возрасту, обратится ко мне именно так, возражать не стану, наоборот, приму как комплимент.

Оксана Юрьевна, литредактор
Мне кажется, на работе разумнее обращаться к сотрудникам на «вы» и по имени отчеству, какими бы теплыми и дружескими не были отношения. Во всяком случае, я к этому привыкла, поскольку мне, по роду деятельности, приходилось работать с серьезными авторами, переводчиками, составителями сборников. И ко мне тоже обращались уважительно — на «вы». Это не официоз, а дань уважения коллегам, и, в первую очередь, делу, которому, не побоюсь громкого слова, мы служим.
Обращение на «ты» уместно в кругу друзей-приятелей, за чашкой кофе в непринужденной обстановке.


Искусство вести беседу
В идеале, разговор — это обмен мыслями, а не демонстрация собственного остроумия или красноречия. Для полноценного общения вовсе не надо быть семи пядей во лбу — достаточно ясно и просто излагать свои мысли и чувства. Существует предельно простое правило, которое позволит вам избежать репутации зануды: «Остановись и подумай».
Культура общения
Если вы трудно сходитесь с людьми, робеете и смущаетесь в присутствии незнакомых, помните: ошибки чаще всего совершает не тот, кто мало говорит, а тот, кто много болтает.
Панически боитесь паузы в разговоре? Этот страх сродни тому, что испытывают новички, которых учат плавать: они думают не о первом необходимом движении, а обо всей совокупности движений. Человек не слышит, о чем идет речь, потому что лихорадочно соображает: что сказать в следующую минуту? И рекомендация здесь та же, что и при обучении плаванию: не впадайте в панику. Не все сразу. Плывите (говорите) понемногу.
На память приходят старинные объявления, висевшие когда-то на всех железнодорожных переездах: «СТОЙ! СМОТРИ! СЛУШАЙ!» Это замечательный совет. Применительно к нашей теме «стой» означает: сначала думай, а потом говори; «смотри» — следи за выражением лица собеседника; «слушай» — значит именно то, что значит, поскольку каждый хочет иметь дело с внимательным и способным к сопереживанию собеседником. Помните, интерес к говорящему должен быть искренним, ибо если вы будете слушать с застывшим на лице выражением внимания и сочувствия, думая в это время совсем о другом, то не раскусит вашу уловку только упоенный звуками собственного голоса болтун.
Сначала думаем, потом говорим
Все неловкости и промахи, допущенные в разговоре, вызваны тем, что вы не подумали, прежде чем что-то сказать.
Это напоминает молодых родителей, рассказывающих о своем ребенке: словно они первые, кто произвел на свет младенца. На эту тему есть замечательный совет: «Говорить о детях с новыми знакомыми бессмысленно: тем, у кого они есть, все и так известно, а тем, у кого их нет, — неинтересно».
Внимательно вслушивайтесь в то, что произносите, тщательно наблюдайте за реакцией собеседника — только так можно заметить, что «что-то не так».

Несколько приемов, которые помогут в общении
— Старайтесь, высказывая свое мнение, начинать фразу со слов «Как мне кажется...», «Мой опыт показывает...» Тем самым вы настроите собеседника на более лояльный подход к общению, оставляя за ним право собственного мнения.
— Если вступаете в полемику, старайтесь говорить точными фразами, а не обобщенно, это даст собеседнику поле для лавирования.
— Не рассчитывайте, что с вами согласятся в тот же момент. Пытайтесь объяснить свою точку зрения более детально, задавайте наводящие вопросы, возвращайтесь к уже сказанному, просите подтверждения словам, только так можете быть уверенным, что не потеряли время и нервы впустую.





Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві