В исследовании приняли участие 200 женщин — топ-менеджеров, занимающих должность не ниже уровня директора в крупных или средних российских или международных компаниях.
Женские дела
По мнению участниц исследования, как в России, так и на Западе существуют традиционно женские сферы деятельности, в которых процент женщин-руководителей значительно выше, нежели в других отраслях. 28% респонденток полагают, что больше всего боссов прекрасного пола приходится на сферы туризма, гостиничного дела и общественного питания. 26% участниц исследования уверены, что самые «женские» сферы — это фармацевтика, медицина и здравоохранение. 25% посчитали наиболее привлекательными для женщин спорт и индустрию моды и красоты, а 17% респонденток — маркетинг, консалтинг, рекламу и PR.
В остальных отраслях, по мнению участниц исследования, женщин-боссов значительно меньше, а в некоторых (например, в сферах транспорта, логистики, разведки недр, добычи сырья, строительства и электроэнергетики) они и вовсе отсутствуют.
Стоит отметить, что Россия занимает второе место среди всех стран мира по количеству женщин-руководителей, — в нашей стране этот показатель составляет 42%. Опережают Россию только Филиппины, где доля женщин-руководителей — 47%. Третью позицию занимает Таиланд (38%).
С кем приятнее работать?
Что касается гендерного состава коллектива и подчиненных, то подавляющему большинству опрошенных женщин (66%) абсолютно все равно, с кем работать — с мужчинами или с женщинами. Главное условие: чтобы коллега был профессионалом. А профессионализм от пола не зависит.
29% опрошенных предпочитают сотрудничать с мужчинами, потому что те менее эмоциональны и более, чем женщины, сосредоточены на своей работе, а главное — ими легче управлять. Кстати, конфликты на работе с мужчинами возникают только у 8% участниц опроса, тогда как 34% опрошенных конфликтуют с женщинами, а у 31% респонденток конфликтные ситуации случаются с подчиненными обоих полов.
И только 5% опрошенных предпочитают работать исключительно с женщинами. Причина следующая: мужчины более амбициозны, долго на позиции подчиненных не задерживаются. Следовательно, в скором времени может вновь возникнуть необходимость в поиске сотрудника.
Планировать или нет?
Карьера половины участниц опроса развивалась целенаправленно, они осознанно планировали каждый шаг на пути к успеху. 37% опрошенных говорят, что их карьера сложилась случайно, благодаря какому-то обстоятельству. Остальные участницы в числе факторов, которые повлияли на развитие их карьеры, упоминают открывшиеся перед ними возможности, а также свои незаурядные способности, которыми нельзя было бы не воспользоваться.
«Я очень ответственно отношусь к работе. Это заложено в моем характере. Кроме того, я умею в трудную минуту убедить себя, что моя работа мне нравится. Это очень важно», — рассказывает Марала Чарыева, директор по организации питания, уборки и утилизации отходов «Оргкомитет "Сочи-2014"».
«Я думаю, что молодые девушки больше сфокусированы на карьере, чем представительницы моего поколения. Они уже в начале своего профессионального пути понимают, чего хотят от жизни. Они знают, какие ступени карьерной лестницы им необходимо пройти, чтобы достичь цели. Поэтому я думаю, что та часть женщин, которая случайно достигла карьерных вершин, постепенно сменится женщинами с четкой и твердой жизненной позицией», — утверждает Наталья Касперская, председатель совета директоров «Лаборатории Касперского», генеральный директор InfoWatch.
Профессиональное удовлетворение
Наибольшее профессиональное удовлетворение в работе опрошенным женщинам-руководителям приносит:
1. Достижение целей, когда видно результат работы; внедренные и работающие проекты.
2. Признание и уважение коллег.
3. Решение сложных задач, нестандартных проблем.
4. Успех в новых проектах. Влияние реализованных проектов на бизнес, на результаты труда.
5. Развитие и признание успешности команды, развитие людей, стабильно высокий уровень удовлетворенности команды.
6. Прибыльность бизнеса и профессиональная репутация.
Дом, семья и дети
Больше половины участниц исследования (58%) в данный момент замужем. 78% опрошенных были замужем единожды, 12% — дважды, а 2,5% отправлялись в ЗАГС три раза. А вот 7% респонденток в зарегистрированном браке вообще ни разу не состояли.
У 68% участниц исследования есть один ребенок, у 10% опрошенных — двое детей. А еще 10% опрошенных женщин-руководителей являются многодетными матерями — в их семьях трое детей. У 12% респонденток детей пока нет.
Что касается распределения домашних обязанностей, то, например, приготовлением пищи дома занимается практически половина опрошенных женщин. 35% респонденток в случае необходимости приготовить еду действуют по принципу «Кто свободен, тот и готовит». Интересно, что услугами домашнего повара пользуются только 5% участниц исследования. Еще 4% едят, как правило, в ресторане, а дома не готовят. Для 5% опрошенных готовит мама, а для 2,5% — муж. 2% участниц исследования пользуются кулинариями или гастрономами премиум-класса, где продается готовая еда.
Остальные хозяйственные дела (уборка, стирка, глажка) в семьях половины участниц исследования поровну разделены между всеми членами семьи. 25% женщин-руководителей пользуются услугами домработниц, а оставшиеся 25% респонденток всеми домашними делами занимаются самостоятельно.
Мечты и увлечения
Мечты большинства участниц исследования совпадают: они связаны с благополучием семьи и детей. В это понятие вкладываются достойное образование, здоровье и счастье ребенка, долголетие и здоровье родителей. На втором месте по популярности мечта о строительстве дома (в том числе и дома у моря). Часть опрошенных женщин мечтает об отпуске, а некоторые — о личной гармонии и о втором ребенке.
Среди других заветных желаний российских руководительниц:
— самореализация;
— улучшение экологической ситуации в России: строительство мусороперерабатывающих заводов, ужесточение контроля за свалками в лесах;
— сон;
— переезд в другой климат;
— поступление на курсы танцев и рисования;
— не ходить на работу каждый день;
— новый всепоглощающий проект;
— увеличение зарплаты;
— мир во всем мире.
Несмотря на то, что свободное время — явление для бизнес-леди едва ли не фантастическое, участницы исследования находят время и для развлечений, и для хобби. Специалисты аналитического центра кадрового агентства «Контакт» составили рейтинг увлечений женщин — топ-менеджеров:
1. Чтение.
2. Путешествия.
3. Опера, театр, балет.
4. Проводить время с детьми.
5. Живопись, выставки/ спорт.
6. Общение с друзьями, шитье, рукоделие.
7. Дача/ компьютерные игры/ психология.
8. Сон/ ресторан/ свободного времени нет.
Не пора ли на покой?
53% участниц опроса в принципе не думали над тем, завершать им карьеру или нет. 20% дам уже сейчас могут обозначить конкретные сроки своего выхода «на пенсию». Из них 10% опрошенных предполагают завершить карьеру в 15-летней перспективе, 5% опрошенных собираются оставить дела через 5 лет, еще 5% респонденток — через 10 лет.
Игра в ассоциации
Отвечая на вопрос «С образом какой успешной женщины вы себя ассоциируете?», большинство участниц опроса сравнили себя с Коко Шанель. Чуть меньше поклонниц у Маргарет Тэтчер. За ними следуют Индира Ганди и Жаклин Кеннеди. Менее популярны образы Марии Кюри, Джоан Роулинг и Жанны Д'Арк. Примечательно, что с Мэрилин Монро успешные дамы ассоциировать себя совершенно не хотят.