Домой    Написать нам
 

Статьи / Принципы здорового карьеризма

Принципы здорового карьеризма

25 ноября 2010 г.

Амбиции – карьера – успех

Энциклопедически слово "амбиция" происходит от латинского ambitio, которое обозначает обостренное самолюбие, тщеславие, самомнение и даже спесь. Но в современном понимании под амбициями принято понимать нейтральные вещи – такие, как ярко выраженное желание к самореализации, сильная профессиональная мотивация и карьерные устремления. Негативная окраска исчезла нынче из трактовки самого значения этого слова. Амбициозный человек сегодня востребован, ценится работодателями, именно на таких работников делается ставка, поскольку их воспринимают, как людей способных реализовать любые идеи, осуществить любые цели и в конечном итоге привести дело к успеху. Можно сказать, амбициозность сегодня в моде.

Слово карьеризм в своем энциклопедическом значении никогда не несло негатива. Созвучные корни существовали в двух языках: в итальянском carriera - бег, жизненный путь, поприще, в латинском это carrus - телега, повозка, т.е. то, с помощью чего возможно движение вперед. Таким образом, энциклопедически карьеризм – это просто продвижение вверх по служебной лестнице, и как вторичный смысл - профессиональная успешность. Отрицательный же оттенок слову карьеризм и в большей мере слову карьерист был приписан общественным мнением предыдущих времен.

В наше время и амбиции, и карьеризм – нормальные явления в профессии. Вопрос лишь в том, КАК они проявляется в человеке. На сегодня принято различать позитивную и негативную стороны этих явлений. Если амбиции непомерны плюс еще, не дай бог, неадекватны, завышены, то карьеризм приобретает окраску цинизма, движения "по головам", и это, естественно, плохо характеризует человека. Если амбиции разумные, адекватные, если карьеризм здоровый, вменяемый, неагрессивный, то это хорошо. Мало того, в последнем случае возникает прямая зависимость: амбиции движут карьеру, карьера обеспечивает успех.

Для того чтобы сохранить в себе лучшую сторону амбициозности и проявлять только здоровый карьеризм, достаточно руководствоваться несколькими принципами.

Правило золотой середины

Уровень амбиций необходимо строго регулировать правилом золотой середины. Ведь амбиции не данность, определяемая где-то кем-то свыше. Каждый человек способен управлять своими амбициями. Взрастить их в себе, если они отсутствуют, и умерить, если они зашкаливают. По этому же правилу золотой середины необходимо строить и свою карьеру, чтобы ваши цели, желания и установки не оборачивались злом для других.

В духе правила золотой середины необходимо и проявлять собственные амбиции. С одной стороны, их, конечно, не нужно скрывать, но и демонстрировать их напоказ совершенно ни к чему. Все хорошо в меру.

Ради чего?

Начиная карьеру, очень важно ответить себе на вопрос "Ради чего?". Если карьера собственно ради карьеры, это не ценно. Если для того, чтобы доказать кому-то свою значимость, тоже не ахти цель. Даже, чтоб доказать самому себе, мол, могу – не совсем адекватное стремление. Другое дело, если смыслом карьеры является (уж простите за высокопарность) – благо для человечества. Но как бы скептически не смотрели в наше время на столь благородную цель, именно она приводит человека к таким вершинам карьеры, где он удовлетворен сделанным и люди вокруг оценивают его карьеру по достоинству.

Карьера не любой ценой

На карьерном пути человека положительно характеризуют не только чистые помыслы, но чистые средства, способы, шаги. Не идти по головам, не поступаться принципами, не совершать подлости, обмана, предательства. Не унижать и не подавлять других ради достижения своих целей. Уметь отступить, свернуть, пойти другим путем. Способность искать компромиссы и альтернативные решения. Уважение к окружающим, приятие чужого мнения.

Карьерный рост = профессиональный рост

Часто, увлекаясь продвижением по служебной лестнице, люди склонны забывать один важный принцип, что карьерный рост – это не только звания и должности, это, прежде всего, профессиональный рост. Если этот факт всегда будет присутствовать в вашей карьере, то вы обезопасите себя от комплекса начальника и таких его нелицеприятных проявлений как самодурство, "Начальник всегда прав", "Я начальник, ты – дурак" и т.п.

Посильная ступень карьеры

Строя свою карьеру, очень важно правильно оценить посильную для себя ступень карьеры. Многим, наверное, знакомы такие ситуации, когда хороший начальник отдела оказывается бездарным руководителем кампании. Нужно правильно оценить свои способности, масштаб посильных вам задач, и определиться, какая высота в карьере обернется для вас счастьем, а какая уже может стать непосильной ношей, бременем, делающим несчастливой вашу жизнь.

Осознавать плюсы и минусы

В любой карьере есть свои плюсы и минусы. Об этом тоже нужно подумать заранее. Особенно о минусах. Спрашивайте себя перед тем, как подниматься на следующую ступень карьерной лестницы: готовы ли вместе со всеми плюсами, которые вас так привлекают, смириться с минусами, которые, увы, станут неизбежным приложением. Те, кто не задают себе этот вопрос вовремя, потом начинают жаловаться на судьбу, и карьера становится им уже не в радость. Это в лучшем случае. В худшем – вымещают некомфортное внутреннее состояние сначала на подчиненных, потом на коллегах, а в конце концов, если все зайдет слишком глубоко внутрь, то и на вышестоящем начальстве. Понятно, что подобное поведение может испортить карьеру.

Не только я, но и другие

Как бы высоко по карьерной лестнице вы ни поднялись, помните, что нельзя абсолютно все решать единолично. Грамотный успешный руководитель всегда учитывает мнения и интересы других - партнеров, коллег, подчиненных. У хорошего начальника хорошо и подчиненным. Хороший начальник всегда имеет авторитет. Хорошего начальника не боятся, а уважают. Есть и еще один нюанс. Вполне закономерно, что, чем выше поднимаешься в карьере, тем меньше непосредственных дел делаешь сам, и тем больше приходится опираться на квалификацию других, а значит, нужно признавать за ними право предлагать лучшие решения. Казалось бы это так логично и бесспорно. Но, тем не менее, не часто встретишь руководителя способного применять этот принцип на практике. И здесь уместно вспомнить слова Генриха Форда, которые, кстати, по его просьбе, высечены на его могильном памятнике: "Я горжусь тем, что руководил людьми, умнее себя".

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка важна для любого человека. Для того, кто строит свою карьеру – тем более. Бывают случаи, когда на карьерном пути самооценка под давлением разных причин понижается – и это тоже плохо. Но чаще все-таки на карьерном пути происходит завышение самооценки. Когда такой перекос происходит, это чревато не только собственно неадекватностью самооценки, человек в связи с этим начинает неадекватно воспринимать окружающую действительность и людей вокруг, что естественно не способствует успеху.

Руководствуясь принципами здорового карьеризма, мы подчиняем себе свои амбиции и направляем их энергию в нужное русло. И тогда наш карьерный путь будет иметь все шансы на успех.



Обсудить на форуме


Источник: "bt-lady.com.ua"

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: