Дело поправимое, но предстоит специальная работа. Непослушных детей часто обвиняют, пытаясь найти в них плохой ген, злой умысел и т.п. На самом же деле, в группу «трудных» обычно записывают детей высокочувствительных, ранимых.
Реагируя гораздо импульсивнее, чем более устойчивые дети, под влиянием нагрузок, они «скатываются с катушек» под влиянием возникших жизненных трудностей. Причины - в глубине психики ребенка. Причины эти эмоциональные, и их надо знать.
Первая - борьба за внимание. Не получая должного количества внимания, так необходимого для успешного развития ребенка, для его благополучия, способ получить внимание наверняка - непослушание. Лучше такое внимание, чем никакого.
Вторая причина - протест против чрезмерной власти, опеки родителей - борьба за самоутверждение. Требование «я сам» двухлетнего карапуза сохраняется на протяжении всего детского периода, резко обостряясь в подростковом возрасте.
Дети чрезвычайно чувствительны к ограничению, ущемлению этого стремления. Если критика и приказы резки, а советы и замечания произносятся слишком часто, - ребенок восстает. Упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл всего этого - отстаивание права решать свои дела самому.
Третья причина – желание просто отомстить. Дети часто бывают обижены на своих родителей. Причины? Различны. От невыполненных обещаний до развода родителей. В данном случае смысл плохого поведения - «Вы причинили мне боль, пусть и вам будет плохо».
И, наконец, четвертая причина - отсутствие веры в себя, в собственный успех. У ребенка не получается в какой-то одной области жизни, а разочарование происходят совсем в другой. Накопив неудач и поруганий в свой адрес, он приходит к выводу: «Зачем что-то делать, все равно ничего не получится». Это в душе, а поведением покажет: «Мне все равно», «Да, плохой», «Ну и что, буду плохим». Стремления ребенка вполне закономерны и положительны. Они говорят о желании быть успешным, выражают естественную потребность в уважении и признании личности ребенка, потребность во внимании, ласке и заботе со стороны родителей. Беда «трудных» детей в том, что эти потребности нереализованы, и они страдают от этого и от стараний наверстать эту нехватку способами, которые неспособны ничего восполнить. В чем же «неразумность» таких ребят? Да просто в том, что они не знают, как это сделать по-другому. Следовательно, каждое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал, просьба о помощи.
Возникает ключевой вопрос: что же делать дальше, когда разобрался, какая из ситуаций соответствует вашему случаю? Во-первых, постараться не реагировать так, как привык и ждет от вас ребенок, тем самым разорвав этот порочный круг, и только после этого переходить к позиции помощи. Помощь в каждом случае, естественно, разная.
Если дело в борьбе за внимание - покажите ваше положительное внимание к ребенку.Этому способствуют прогулки, совместные занятия, игры. В этот период оставляйте без внимания его привычные непослушания. Пройдет немного времени, и надобность в них отпадет сама собой.
Если причина столкновений - борьба за самоутверждение, то, напротив, умерьте свой гиперконтроль над делами ребенка. Для детей чрезвычайно важно накапливать свой собственный опыт. Это касается как решений ребенка, так и его неудач. Воздержитесь от тех требований, которые, как вы знаете по своему опыту, он не исполнит. Напротив, не оспаривайте его собственное решение, а договоритесь с ним об условиях его выполнения и обговорите детали. Но особенно выручит вас осознание, что своеволие и упрямство ребенка - всего лишь форма мольбы: «Дайте же мне, наконец, жить своим собственным умом».
Вы испытали обиду - задайте себе вопрос: что вынудило ребенка причинить ее вам? Какое переживание он испытывает сам? Чем вы могли обидеть его? Поняв причину, необходимо устранить ее.
Однако, наиболее тяжелая ситуация у родителя, который отчаялся, и у ребенка, потерявшего веру в свои силы. Разумное поведение родителя в этой ситуации - перестаньте требовать полагающееся поведение. Обнулите свои ожидания и претензии. Ищите доступный для ребенка уровень задач, и двигайтесь с этого начального плацдарма вперед вместе со своим ребенком. Выходите из тупика вместе с ним. Одновременно не допускайте по отношению к нему никакой критики. Поощряйте, отмечайте самый небольшой успех ребенка! Подстрахуйте его, поговорив со взрослыми, которые его окружают в школе. Первые же успехи окрылят его.
И в заключение. Не стоит ожидать, что вашими стараниями вы с первого же дня достигнете победы. Вам потребуются терпение и время. Основные усилия необходимо направить на переключение свих отрицательных эмоций (раздражение, гнев обида, отчаяние) на созидательный конструктивный образ действий. В определенном смысле придется трансформировать самого себя. Может оказаться так, что ребенок не сразу поверит Вам и в искренность ваших замыслов, и проверкой с его стороны будет усиление непослушания, но вы должны - просто обязаны - выдержать и это серьезное испытание. Верьте в себя, и удачи вам!