Навыки самопрезентации нужны практически любому человеку. Живете вы не в пустыне, и лучше, если окружающие будут знать о ваших достоинствах. Конечно, после долгого знакомства с вами, может быть, они их заметят, эти достоинства. А может, и нет. А вы молчите. Вас учили, что скромность украшает. На самом деле — это миф. В жизни всегда впереди те, кто открыто говорит о своих достоинствах. Скромность выгодно проявлять только в отношении своих недостатков.
Однако если вы воспитаны в духе "скромность украшает…", вы вступаете в борьбу. Прежде всего, с самим собой. Потом с окружением, которое привыкло к вашей скромности. Подумайте 100 раз, нужно ли вам ЭТО?
Но уж, если решили — вперед!
Сначала проведем предварительную подготовку, подтянем тылы, добудем разведданные.
1. Сделаем полный список своих достоинств. Самый-самый полный.
2. Теперь сделаем список своих недостатков. Подумаем, как превратить их в достоинства. Это возможно если не всегда, то очень, очень часто. Включаем и эти достоинства в свой глобальный список.
3. Проставляем степень приоритетности для вас каждого достоинства: то, чем лучше всего вы владеете, поставьте на первое место. Далее переписываем список, ранжируя его по "крутости владения" этими достоинствами.
4. Сделайте таблицу из двух столбцов. Оставьте в списке только 20% своих достоинств. Запишите их в левом столбце (или в правом, кому как нравится). Напротив каждого запишите, где, в каком месте и при каких людях вы можете наиболее выгодно о нем упомянуть.
5. Найдите это место или группу, коллектив.
6. внимание. Теперь остановитесь. Узнайте о лидерах и влиятельных людях в этой группе дополнительную информацию. Любую. Выберете то, что вам важно, потом.
7. Теперь остановитесь. Отдохните. "Переварите" информацию.
Если эта группа людей вам незнакома, то:
1. Сначала просто добавляйте к высказываниям лидера (лучше неформального) дополнительную информацию, вскользь упоминая о высокой компетенции рассказчика. Это вызовет к вам, по крайней мере, симпатию. Если добавить вам нечего, просто поддакните и признайтесь при всех, что вы этого не знали. Не критикуйте и не спорьте. Рано!
2. Когда вы заслужите добрую репутацию, при каждом хорошем отзыве о вас просто добавляйте невзначай "А еще я могу…" и простым языком опишите свои достоинства, о которых уместно сказать в данной ситуации, или достижения в той области, о которой идет речь. Это трудно только сначала, потом войдет в привычку. Очень хорошо, если кто-то в этот благоприятный момент подтвердит ваши слова (даже если этого никогда не было).
3. Универсальное правило — всегда найдите, за что похвалить человека, который вас положительно охарактеризовал.
Если эта группа людей вам знакома, и они уже осведомлены о ваших достоинствах:
1. Не стоит показывать везде, какой вы "крутой". Даже если вы кажетесь себе таковым, выскочек и хвастунов нигде не любят. Не надо лезть со своими советами, если вас не просят. Хотя, конечно, из любых правил бывают исключения. Действуйте по ситуации.
2. Но, если уж у вас попросили совета, то дайте этот совет, связав его с фактами своей биографии, и, как бы невзначай, похвалите себя. Это тоже трудно только сначала, потом войдет в привычку.
Главное правило — сначала похвалите других! Искренне! Даже если не за что. Просто, на будущее. В нашем жестоком мире похвала — искренняя, а не возведенная в ранг этикета, — стоит дорого! Этим вы поднимете самооценку других людей. А добро помнится долго! Иногда и всю жизнь.
Только, хваля других, не забывайте о себе, Любимом (или Любимой). И вы честно заработаете репутацию открытого, искреннего человека, и своей выгоды не упустите!