Статті / Ваша "стильная" компания

Ваша "стильная" компания

16 января 2009 р.

Коллективчик

Примеряя понравившуюся вещь, мы вдумчиво оглядываем себя в зеркале, пытаясь решить три важных вопроса: к лицу ли обновка, вписывается ли в стиль и комфортно ли в ней? А вот устраиваясь на новую работу, часто совершенно не задумываемся о том, не будут ли нам "жать" правила и нравы, царящие в выбранной компании.

Раньше для большинства из нас словосочетание "корпоративная культура" было таким же невразумительным, как и "диагностика кармы". Однако с приходом в Украину западного стиля менеджмента ситуация меняется: именно четкое понимание того, какими жизненными принципами руководствуется отдельно взятая компания и отдельно взятый специалист, определяет - подойдут ли они друг другу.

Проверка на совместимость

Корпоративная культура -- набор правил и ценностей, которые культивируются в компании. В западных фирмах это понятие еще расшифровывают как "how we make business", что подразумевает стиль руководства, принципы ведения переговоров, взаимоотношения в коллективе и с клиентами, стиль поведения, профессиональную этику.

Для взаимной "примерки" психологи часто используют четыре типа корпоративной культуры организации: иерархическую, клановую, рыночную, адхократическую.

"Правила превыше всего!", или Иерархическая культура

В компании такого типа главный "бог" - Нормативный Акт. Задача сотрудников - беспрекословно, надежно и с низкими затратами обеспечивать стабильность и результативность работы.

Негатив. Мир бумажного садизма, рай для мелких тиранов, живительная среда для "долгоиграющих" склок. Такие организации существуют вечно. И никогда не меняются.

Где встречается? Государственные и муниципальные учреждения. Далеко ходить не надо: отправьтесь в свой ЖЭК или районную поликлинику. К сожалению, от доброй воли работающих там людей мало что зависит - всем правит госпожа Инструкция.

Стиль руководства. По определению американских психологов, "нищета управления". Действительно, о каком менеджменте можно говорить, если учреждение функционирует по железным законам, спускаемым свыше?

Шеф. Гордится тем, что он - хороший организатор исполнения. Шаг вправо или влево от буквы инструкции расценивает как покушение на устои мироздания. Шеф-либерал допускает прыжки на месте - для создания эффекта трудового энтузиазма.

Коллектив. От сотрудников требуется безупречное исполнение порученного. Слова "инициатива" и "инновация" вызывают искреннее недоумение у всех сотрудников. Как правило, вся информация передается по иерархической цепочке строго вниз. Как правило, вся информация передается по иерархической цепочке строго вниз. Причем на каждой ступени она урезается до рамок, необходимых для выполнения конкретного задания. Так что до низших чинов доходит лишь 15-20 процентов изначального ЦУ.

Кому подходит? Опыт работы в подобных организациях способствует выработке личной дисциплины, а также учит разбираться в хитросплетениях законодательства и формирует твердый характер. Так сказать, "экстрим-тренинг" для "молодого бойца".

Перспектива карьеры. Поощрение и наказание подчинены регламентам, умение их соблюдать и подчиняться начальству - залог успешного продвижения по службе. Вы и сами не заметите, как подойдет срок вашего повышения.

Это - ваш стиль, если вы...

    * любите, чтобы было понятно, кто чей начальник и кто за что отвечает;
    * нуждаетесь в стабильности и постоянной занятости;
    * соблюдаете Правила и преданы Порядку;
    * предпочитаете размеренный труд, без творческих рывков и рискованных начинаний;
    * занимаете выжидательную позицию в конфликте.

"Вместе весело шагать по просторам!", или Клановая культура

Все друг другу - друзья, работа - общий дом. Отношения между людьми в процессе работы имитируют, а подчас и заменяют, реальную жизнь. Фирма держится вместе благодаря преданности и традициям, сплоченности коллектива и моральному климату.

Негатив. Если ваш шеф гений, фирма неуклонно будет двигаться к победе на рынке. Хорошая (и, что немаловажно, стабильная) зарплата, фиксированный объем работы и уверенный служебный рост вам гарантированы. Но если шеф - не гений... Что ж, тогда ко дну вы пойдете все вместе и "под фанфары".

Где встречается? Характерна для малого бизнеса, выросшего из семейного подряда. Однако возможна и на бывших государственных предприятиях, перешедших к акционерной форме собственности.

Стиль руководства. Авторитарный, от отечески-либерального до тюремно-самодурного. Присущ не только сильному полу - все, наверное, сталкивались и с "бой-бабами", и с "душевными мамочками"...

Шеф. Самодоволен, самонадеян, самодостаточен. Окружает себя преданными людьми и убежден в том, что конечная истина известна ему одному.

Коллектив. "Мы все - одна большая дружная семья!" - с таким девизом каждое утро шагают на работу сотрудники. Коммуникабельность, преданность клановым интересам, лояльность - основа взаимоотношений. Собственное мнение, стремление выделиться не поощряются - в "семье" ведь любят не за это, правда?

Перспективы карьеры. "Папа"/"мама" по своему усмотрению награждают "хороших" и журят "плохих", поэтому главный закон карьериста в таких компаниях - "Вспотел - покажись начальству!"

Кому подходит? Идеальное место для тех, чья душа "не просит бури" и боится ответственности. Многим вполне комфортно работать под началом строгого, но справедливого "отца офисного народа" или "мудрой матери". Как правило, всю тяжесть принятия решений шеф берет на себя, а подчиненным остается только бодро рапортовать о досрочном выполнении его ЦУ.

Это - ваш стиль, если вы...

    *  нуждаетесь в общении, взаимовыручке, дружественном моральном климате;
    *  любите ощущать себя частью "большого целого";
    *  обладаете небольшим лидерским потенциалом, боитесь ответственности, настороженно относитесь к инновациям;
    *  готовы полностью разделять ценности, заповеди и цели вашего руководства;
    *  занимаете пассивную позицию в конфликте.

"Вижу цель -- не вижу препятствий!", или Рыночная культура

Формально организованный в единую структуру "конгломерат" агрессивных профессионалов. Каждый сотрудник работает на личную цель, и лишь жесткий контроль со стороны руководства направляет их энергию в общее русло. Коллектив объединяет стремление побеждать.

Негатив. Никто не может сказать, сколько еще будет существовать фирма и каковы долгосрочные планы руководства. "Живем здесь и сейчас" - девиз, способствующий развитию бессонницы и язвы желудка. Нервозность, зависть, подозрительность, соперничество - основные черты производственной атмосферы в этом "террариуме единомышленников".

Где встречается? Агентства по недвижимости, брокерские конторы, магазины оптовой торговли - типичные представители "рыночников".

Стиль руководства. Агрессивный, мотивирующий внутреннюю конкуренцию - достижения и промахи каждого делаются достоянием общественности, так что оргвыводы становятся очевидными.

Шеф. Молодой, креативный, часто с западным образованием, без сантиментов. Непоколебим и требователен: "Даешь результат - и ты с нами!" С отставшими, выдохшимися, проблемными и т. п. разговор короткий: "Извините, но мы расстаемся!"

Коллектив. Жесткая конкуренция внутри самой компании ведет к "естественному отбору" самых результативных, пробивных, целеустремленных.

Перспектива карьеры. Иерархической карьеры не существует: значимость сотрудников (как для них самих, так и для окружающих) определяется величиной их зарплаты, а не занимаемым креслом. Компании такого стиля тяготеют к периодическому "перетряхиванию кадров": набор стажеров, служебное перемещение в другое подразделение, "ссылка" в филиал и др. С одной стороны, приток новой крови усиливает конкурентоспособность фирмы на рынке, с другой - разрушает сложившиеся связи, которые могут вступать в противоречие с высокими целями организации.

Кому подходит? Идеальный вариант для тех, кто мечтает, грубо говоря, быстро заработать. Великолепная профессиональная закалка, приличный багаж полезных связей и потеря всех иллюзий - вот с чем обычно через 5-7 лет уходят из таких компаний.

Это - ваш стиль, если вы...

    *   ориентированы на достижение личной цели;
    *   способны поставить все в зависимость от результата;
    *   готовы к риску, выносливы и настроены на конкурентную борьбу;
    *   равнодушны к коллегам по работе, непритязательны к условиям труда;
    *   в конфликте занимаете активно-наступательную позицию.

"Один за всех, все за одного!", или Адхократическая культура

Динамично развивающееся, творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Акцент - на готовности к экспериментированию и самосовершенствованию. Инициативна не наказуема, рвение в бой - приветствуется.

Негатив. Далеко не все готовы открыто высказывать свое мнение и отказаться от строгого соблюдения инструкций. Но главная беда в том, что эйфория творческого полета, командного горения и бурной самореализации заканчивается с истечением срока конкретного проекта. После чего - "Всем спасибо, все свободны!"

Где встречается? СМИ, реклама, дизайн и т. п. - те области деятельности, где для компании является жизненной необходимостью периодически обновлять производимый ассортимент.

Стиль руководства. Командный - поощрение инициативы, личной свободы, делегирование полномочий и др.

Шеф. Как правило, в таких компаниях тяготеют к коллективному руководству. В совете директоров, как в хорошем букете, всегда найдется место и вдохновителю, и организатору, и контролеру, и исполнителю. Новаторы, демократы, оригиналы - словом, незаурядные личности, харизмы которых должно хватить, по крайней мере, на весь срок проекта.

Коллектив. Отношения ровные, стимулирующие и обогащающие всех за счет различных менталитетов, жизненного опыта и профессионального уровня членов команды. Глубокие дружеские связи не завязываются: все знают, что с окончанием проекта жизнь разбросает их в разные стороны.

Перспектива карьеры. Должности и отделы меняются так быстро, что их невозможно зафиксировать, поэтому не приходится говорить о карьере как об иерархическом продвижении по служебной лестнице. Сотрудник совершенствуется профессионально, что, естественно, влечет за собой повышение зарплаты.

Кому подходит? Идеальное место работы для творческого индивидуалиста. Но вы должны быть готовы находить общий язык с очень разными людьми и легко реагировать на неожиданные пополнения вашего коллектива новыми сотрудниками. Гибкость, творчество, выносливость по отношению к неопределенности, перегруженности информацией, дефициту времени - основные требования.

Это - ваш стиль, если вы...

    *   не стремитесь к власти (в зависимости от конкретного проекта она "перетекает" от одного к другому);
    *   безразличны к карьерному росту, но чувствительны к своему статусу в коллективе;
    *   творческая личность, одержимая поиском новых знаний и стремлением к саморазвитию;
    *   склонны к анархии и не приемлете жестких правил;
    *   любите смену обстановки, не привязываетесь к коллективу, тяготитесь рутиной;
    *   финансовая ситуация "то густо, то пусто" вас не страшит;
    *   готовы к изменениям и встрече с новыми вызовами времени и внешней среды.
    *   конфликтов "не замечаете" или уклоняетесь от них.

Познакомиться с корпоративной культурой компании легко: существуют внутренние кодексы, системы обучения, тренинги. А вот перестроить свою систему ценностей, изменить отношение к стилю лидерства и основам управления персоналом, поменять свои критерии успеха может не каждый. И тогда на новом месте станет очень неуютно...

Наверное, многие только пожмут плечами: "Нам не до психологического комфорта на работе -- лишь бы хорошо платили!" Что ж, можно прогнуться, подстроиться, вписаться, приспособиться... Наконец, просто закрыть глаза на все и впасть в нирвану, повторяя ежеутренней мантрой вожделенную сумму зарплаты. Говорят, компромиссам нужно учиться -- они облегчают жизнь. Суждение верно. Но не забывайте: единственный человек в мире, с которым вы никогда его не достигнете, -- это вы сами.

Впервые термин "корпоративная культура" использовал в середине XIX века известный военный теоретик -- немецкий фельдмаршал Мольтке. В те времена отношения в армии регулировались не только кодексом чести и уставом, но и дуэлями. Поэтому обязательным атрибутом офицера был шрам от сабли на лице. Фельдмаршал-ученый настоятельно советовал молодым военным приобретать такие шрамы любыми путями -- "дабы чувствовать себя причастными великому духу тевтонских воинов".

60% украинских служащих считают корпоративную культуру необходимой составляющей компании.

Источник: "www.glamur.com.ua"


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві