Статті / Без Конфуция в голове

Без Конфуция в голове

30 марта 2009 р.

Топ-менеджеры, присматривающиеся к Азии, редко утруждают себя изучением индийской, китайской или вьетнамской культуры. Предполагается, что построение взаимовыгодных отношений будет идти по законам западного бизнеса на английском языке. На примере Китая «Ф.» решил выяснить, что нужно учитывать всем, кто хочет работать с местными компаниями. «Наш ближайший сосед достоин самого пристальнейшего внимания к своим традициям, - считает профессор и создатель кафедры международных экономических отношений института стран Азии и Африки МГУ Иван Фаризов. – В российско-китайских взаимоотношениях должны учитываться многие факторы: протяженность общей границы, исторические параллели, масштабность соседской экономики, пустынность отечественного Дальнего Востока заставляют нас быть дипломатичными до предела». В Азии, в Китае в том числе, принято вежливо слушать и, главное, слышать.

 

Культурный пресс. В идеале каждому желающему сотрудничать с китайским бизнесом не помешает проштудировать Конфуция, «Дао Дэ Цзын» и устав Коммунистической партии. Но как минимум нужно знать простые факты, как правило, производящие впечатление на пребывающих в страну европейцев. Например, об особом отношении местных жителей к подаркам или, вернее, подношениям. В Азии одаривание только в последнее время приобретает негативный оттенок: в частности, китайских чиновников все чаще обвиняют в коррупции. Но традиционно, это демонстрация уважения и серьезности намерений. Отказываться от подарка нельзя ни в коем случае – страшное оскорбление. Правда, принимающий подарок должен ответить еще более широким жестом. Если преподнесли шикарную вазу из костяного фарфора, то у вас должна оказаться с собой дорогая греческая амфора. Не думайте, что подарок застанет вас врасплох. Скорее всего, о нем, как и о множестве других деталей для вашего же удобства, будет написано в регламенте встречи. Выходящие за рамки предложения, например, незапланированный обед или ужин (как в бизнесе, так и в быту) подразумевает, что финансирование мероприятия берет на себя инициатор приглашения.

Переговоры в Азии, особенно в Китае, подразумевают множество неформальных встреч, организуемых обеими сторонами. «Перед заключением договора, чтобы лучше узнать друг друга, начать доверять, придется много общаться и вместе отдыхать, – рассказывает руководитель направления бизнес-анализа управления информационных технологий российского подразделения Cetelem Фредерик Лонгатт. - Это и ужины в ресторанах, и походы в караоке. Такой вид затяжной вид переговоров китайцы называют - гуанг-си. Деловое общение в Китае - постоянная игра на полутонах, намеках, недосказанность, эмоциональная нейтральность. Порой это существенно усложняет жизнь, ведь какие-то вопросы лучше проговаривать без обиняков, напрямую. Но там это невозможно не даже тень жесткости, не говоря уже о самой возможности давления, способна негативно повлиять на результаты. В целом же китайцы вне стен офиса – очень дружелюбные и общительные люди».

Свои нюансы у отношений с бизнес-леди. «Участие прекрасного пола в деловых процессах – новое и непривычное явление. Но китайцы уважают обычаи своих гостей, поэтому к приезжей бизнес-леди будут относиться как к равной, - объясняет Иван Фаризов. - А вот у жен бизнесменов порой не будет возможности присутствовать на деловых ужинах и обедах. Но отказ будет обставлен с максимальной обходительностью: хозяева не допустят, чтобы дорогая гостья скучала, и разработают для нее отдельную программу».

 

Погружение с MBA. Одним из способов погружения в культуру может стать учеба в местной бизнес-школе. Такой выбор вовсе не будет конъюнктурным реверансом: в Поднебесной можно получить действительно качественное по мировым меркам образование. В авторитетном рейтинге Financial Times за 2008 год шанхайская CEIBS и гонконгская HKUST заняли соответственно 11 и 17 места. Они опередили даже такую уважаемую школу, как швейцарская IMD.

Правда, скептически настроенные отечественные эксперты считают: дело вовсе не в качестве программ, а в том, что только в бурно развивающихся странах, вроде Китая и Индии, обладатели МВА могут рассчитывать на огромную прибавку к жалованию. И впечатляющих результатов, пока недостижимых для российских программ MBA, китайские школы добились лишь благодаря стремительному росту зарплат своих выпускников по отношении к доходу, получаемому до учебы – в 2-2,5 раза. Именно процентное увеличение вознаграждения - один из важнейших критериев при составлении рейтинга FT. Кроме того, следует учитывать, что американские и европейские менеджеры обычно приходят в бизнес-школы, находясь на более высоких позициях.

«Это поверхностное мнение, - комментирует декан Московской школы управления «Сколково» Вилфрид Ванхонакер, в свое время сыгравший ключевую роль в становлении и развитии CEIBS. – Рост дохода выпускников важный, но не единственный критерий оценочной системы. Учитывая только его, получить такие результаты на выходе с посредственной, ничем не примечательной программы, нереально. Могу с уверенностью сказать: ведущие азиатские программы не уступают в качестве топовым европейским и американским. Чтобы занимать высокие места в рейтингах, нужны уникальные учебные курсы, высококлассные преподаватели и талантливые студенты».

Совпадение этих трех факторов обходится китайцам дешевле, чем европейцам. Аналогичная МВА-программа у мировых лидеров стоит никак не меньше тыс. В HKUST и CEIBS за два года учебы возьмут и 35 тыс. соответственно. При этом проживание в Китае обойдется значительно дешевле, чем во Франции или Швейцарии. В Европе студент в среднем тратит 1700 евро в месяц, а кампус INSEAD может обходиться дороже, чем номер в городском отеле. «Я снимаю хорошую квартиру недалеко от школы, - рассказывает студентка CEIBS Гульнара Абдуллина. – Обедаю в кафе или маленьких ресторанчиках. Тысячи евро в месяц хватает за глаза. Жизнь в университетском кампусе еще дешевле: с трех разовым питанием в столовой можно спокойно уложиться и в тысячу долларов».

Цены на Executive MBA в школах разнятся. Гонконг предлагает управленцам высшего звена повысить свой профессиональный уровень за 3 тыс., что сопоставимо с похожими суммами, только в евро, в старейших школах вроде Гарварда или Стэнфорда. Шанхай же выпустил на рынок программу по небывало низкой цене – всего тыс. Одно из следствий такого демпинга - невиданное количество студентов. «Наш курс ЕМВА - крупнейший в мире. Мы привлекаем около 700 студентов в год. В то время как годичный выпуск студентов классического курса МВА около 200 человек, – говорит директор по внешним связям CEIBS Лаури Андервуд. – Бум на executive-образование спровоцирован темпами развития китайского предпринимательства и экономики в целом. Подобные программы, представляющие собой короткие учебные модули, позволяют бизнесменам учиться, не отрываясь от дел. А так как еще десять лет назад бизнес-образование в стране было недостаточно развито, то очень большое число добившихся успеха людей не имели возможности систематизировать свои знания в менеджменте. Кроме того, за ЕМВА охотно платят компании, желающие оптимизировать труд своих управленцев». Китайское правительство стимулирует интерес бизнеса к получению степени. В 2002 году министерство образования утвердило подобные курсы в 30 университетах. Несмотря на свою дешевизну, ЕМВА CEIBS четыре года подряд входит в 25 лучших мировых программ этого ранга.

 

 



Источник: "http://www.finansmag.ru"


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві