Домой    Написать нам
 

Статьи / Синдром выгорания

Синдром выгорания

12 марта 2009 г.

Кажется, что единственное спасение – все бросить и уехать куда-нибудь в Африку. Возможно, всему виной не плохая погода и не поздний визит любимой подруги с бутылочкой мартини. Ты просто «перегорела» на работе.

 Стресс не должен быть хроническим

«Синдром выгорания» переносил однажды каждый четвертый. Другое название этого состояния - «хронический стресс». Вот его основные признаки:

● непреодолимая усталость, физическая и психическая, причем кратковременный отдых не помогает (особенно это заметно утром, когда не можешь себя отскрести от постели, и вечером, когда из-за каждого незапланированного события из глаз льются слезы);

● замкнутость, устойчивое нежелание общаться с коллегами и клиентами, которое со временем принимает вселенские масштабы;

● вечная неудовлетворенность, сомнение и неуверенность в себе, чувство безысходности (да, с этими товарищами я знакома лично: в период хронической усталости казалось, будто мои синяки под глазами приковывают взгляды абсолютно всех прохожих, что не получится ничего хорошего из моей затеянной вчера статьи и так далее).

Психологи говорят: «синдром выгорания» развивается от нескольких месяцев до нескольких лет. Вот вспомни сама. Когда ты устраивалась на новую работу, все нравилось, новые коллеги казались идеалом для подражания, и ты, как стахановец, готова была перевыполнять план, в любой момент срываться на встречу, искренне каждому улыбаться. Но прошло полгода, и тебя уже тяготит рутина рабочих будней, а каждое замечание начальника вызывает желание выстрелить ему в лоб.

«Синдром выгорания» легко перепутать с «синдромом хронической усталости». При синдроме выгорания отношение к делу, которым ты занимаешься, не меняется, а поставленные цели оказываются еще более вожделенными и привлекательными, чем раньше. А вот «хроническая усталость» бьет в первую очередь по твоему желанию трудиться в принципе (как дома, так и на работе).


В чем дело?

К сожалению, не всем удалось найти работу по душе, поэтому со временем она превращается в ежедневную пытку. Есть и еще ряд факторов, усиливающих стресс.

Окружающая среда: шум, душные помещения, однообразный пейзаж, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства.

Ритм работы: перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие.

Взаимоотношения: конфликты с боссом или сотрудниками; обстановка непонимания и борьбы за место под солнцем.

Перспективы: точнее сказать, их отсутствие. Кому охота находиться на одном месте вечно?

Как показали исследования, в группе риска находятся люди практически всех профессий. Выгорание, которое когда-то считалось «достоянием» исключительно офисных работников (его даже переименовывали в «синдром менеджера») сегодня может поразить и людей творческих профессий, и домохозяек, и уж тем более людей, чья работа напрямую зависит от общения с людьми. Словом, всех, кто хоть мало-мальски имеет к себе завышенные притязания, ставит перед собой высокие и сложные задачи, от которых зависит самоуважение.

Что предпринять?

Как ты относишься к своей работе? Только и мечтаешь о том, чтобы компьютер и начальника поразили самые ужасные в мире вирусы? Значит, пора принимать меры.

Итак, шаг 1: создай себе комфорт.

Например, одна моя знакомая, бухгалтер, хранит в своем столе кучу конфет и баночку с жидкостью для пускания мыльных пузырей…

Не стесняйся: принеси из дома вещи, которые могут поднять тебе настроение. Можно ознакомиться с правилами обустройства рабочего места по феншуй. Говорят, это, ко всему прочему, еще и помогает направить судьбу в нужное русло.

Еще очень помогает ароматерапия. Все эти ароматические палочки на самом деле прекрасное средство расслабиться. Мы с коллегами поджигаем среди рабочего дня такую палочку, которая, по всеобщему убеждению, «пахнет состоятельным мужчиной» (в женском коллективе это особенно актуально), после чего по коридору начинает метаться в истерике генеральный, волнуясь, что мы горим (каждый раз одно и то же, а нам смешно).

Шаг 2: уйди в отключку.

Существует миллион способов снять напряжение: от занятий йогой до экстремального спорта, от клубных вечеринок до увлекательного чтения. Найди то, что подходит именно тебе.

Кроме того:

● всегда используй обеденный перерыв для отдыха, прогулки и разговоров на отвлеченные темы, позвони подруге (в конце концов, у нее тоже перерыв);

● перед тем, как покинуть свой офис, приведи в порядок свой стол, мысли и чувства;

● уйдя с работы, напрочь забудь о ней до следующего утра: сходи в кино, кафе, спортзал.

Шаг 3: разговаривай с людьми.

Чтобы не пришлось идти к психологу, развивай отношения с теми, кто сидит вокруг тебя. Не замыкайся в себе, потому что разговор на отвлеченные темы – это тоже лекарство от стресса. Если, оглядевшись по сторонам, ты так и не нашла достойного собеседника, смело заходи на форум, здесь тебя уж наверняка поймут, а глядишь, и помогут развеять тоску. А когда ты узнаешь о проблемах других людей, масштабы твоих бед могут оказываться весьма преувеличенными.

Шаг 4: не бойся ошибок.

Есть профессии, требующие особого внимания и постоянного напряжения. Но любую работу можно сделать таковой, если любой просчет воспринимать как катастрофу. Просто задумайся: что страшного случится, если ты опоздаешь с отчетом, продиктуешь неверный номер телефона? Вдруг на планерке отметят за трудовую доблесть не тебя, а Таньку? Зато у тебя ноги стройнее и глаза голубее!

Шаг 5: стань заменимой.

Одна моя сотрудница призналась как-то: «Когда я ухожу в отпуск, мне становится стыдно, ведь без меня здесь будет полный аврал». Ты тоже так думаешь? Увы, эта положительная черта в характере, умение быть ответственной, может сыграть с тобой плохую шутку. Однажды тебе все надоест так, что ты не сможешь дальше работать.

«Главное - не позволить работе поглотить твою личность, - говорит Марина Агапова, консультант в области клинической психологии. - «Синдром выгорания» проявляется в том, что человек удерживает свои эмоции (так называемая «изоляция аффекта»). Поэтому любые новые впечатления, будь то резкая смена обстановки или общение с новыми людьми, будут полезны для пробуждения твоих чувств и эмоций.

В качестве профилактики от «профессионального самоедства» советую немного снизить перед самой собой планку, важно понять, что ты не можешь быть всегда идеальной. И еще, как не банально звучит, но в наше время это, к сожалению, особенно актуально – старайтесь избегать тесного переплетения работы и личной жизни».
    


Обсудить на форуме


Источник: "wworld.com.ua"

    Оставить свой отзыв к этой статье:  
Имя:  
E-mail:  
Тема:  



Текст:

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/ladyjob.com.ua/application/skin/default/templates/news-detailed.php on line 211
 
Оценить:  
  Проверочный код  
Проверочный код: