Статті / «Перемен требуют наши сердца»

«Перемен требуют наши сердца»

7 февраля 2008 р.

Как известно, рыба устремляется на розыски глубин, а человек — лучшего места. В поисках подходящей работы, которая отвечала бы как требованиям возвышенной души, так и более меркантильного желудка, можно сменить не одно место работы. Да вот незадача: ваш розыскной маршрут, отраженный многочисленными записями в трудовой книжке, как правило, настораживает работодателей и вызывает массу дополнительных вопросов на собеседовании. Почему?

    На сегодняшний день к тем, кто не засиживается на одном месте работы, относятся более лояльно, чем еще 15-20 лет назад. Более того, появилось мнение, что слишком продолжительный стаж в одной компании и на одной должности ставит крест на дальнейшем карьерном продвижении. Откуда возникло подобное суждение?
    «А что вообще в мире делается?»
    Виной всему западные стандарты. В США считается, что специалист должен менять место работы в среднем каждые 2 года, в соседке Европе — раз в 3-4 года. А все потому, что сегодня «в Европе и лучших домах Филадельфии» большая часть компаний предпочитает не взращивать долгие годы менеджеров среднего и высшего звена (дело сильно хлопотное), а искать на рынке труда или переманивать уже готовых специалистов. Разумеется, при этом время пребывания профессионала на одном месте работы сокращается, ведь он продает свой труд одному работодателю до тех пор, пока не найдутся лучшие условия. Как говорится, ничего личного, «It’s only business».
    Работодатели тоже не остаются в накладе. Периодическая смена состава или отдельных игроков способствует тому, что в штате то и дело появляются сотрудники, обладающие солидным опытом и знаниями в разных отраслях, а значит, имеющие возможность анализировать и сравнивать ситуации в разных компаниях. Опять же экономия: лучше иметь в штате одного «энциклопедиста», чем несколько узких специалистов. Кроме того, «перебежчики» обладают гибкостью, способностью быстро адаптироваться, открыты для новых знаний и легко обучаются. Весьма полезные качества, не правда ли?
    Поэтому специалист, сменивший несколько мест работы, ценится работодателями выше, чем ограничивший свой потенциал рамками одной должности, следовательно, свыкшийся с недостатками и шагающий все время по проторенной дорожке, тем самым превративший свою работу в шаблон.
    Более того, работника «застрявшего» на одном месте, прагматичные американцы расценивают как человека инертного и ни к чему не стремящегося. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — говорил по аналогичному поводу полководец Суворов.
    Вслед за американцами стали проникаться принципами профессиональной мобильности и консервативные японцы, известные на весь мир своим пожизненным наймом работников. Как известно, японские корпорации приглашают в штат перспективных выпускников учебных заведений, и юные дарования трудятся на одном предприятии до 55 лет (официальной отправки на пенсию). Правда, изменение в восточной кадровой политике пока коснулись только руководителей и инженерно-технических работников, но начало уже положено.
    В родных пенатах не все так однозначно. Большая часть кадровиков и руководителей украинских компаний настороженно относится к избравшим западную стратегию job hopping (буквально — «прыгающая работа»). Лояльность к компании, стабильность и надежность — качества, более предпочтительные с точки зрения многих работодателей. Только каких работников считать стабильными, а кого — «попрыгунчиками» или «летунами»?
    В свободном полете
    Многое зависит от специфики отрасли. Например, в рекламном бизнесе частая смена работы считается показателем динамичности, оправдывается творческим поиском и поощряется. Есть ряд должностей, изначально предполагающих, что работники в них не задержатся: курьеры, расклейщики объявлений, продавцы, промоутеры, диспетчеры на телефоне. Как правило, это работа с гибким графиком, на которую часто приходят только чтобы подзаработать. Вполне понятно, что сотрудники заранее настроены на краткосрочность своего пребывания. Впрочем, и работодатели не ждут слишком многого. Более всего лояльны к студентам: даже если у студиозуса трудовая книжка фиксирует смены места работы каждые полгода (из-за нежелания части работодателей отпускать его дважды в год на сессии), другие наниматели подходят к ситуации с пониманием. Но в большинстве отраслей «летучесть» все же считается явлением нежелательным, в особенности для менеджеров среднего звена, специалистов в области финансов и управленческих позиций. Практика показала, что обычно дольше других в компаниях трудятся юристы и IT-специалисты. Так кого же все-таки считать летунами?
    Летунами или нестабильными сотрудниками величают тех, кто меняет работу чаще, чем раз в один-два года. Как правило, большинство «летунов» — мужчины. Процент женщин существенно меньший. Это связано с тем, что женщина по своей природе психологически более устойчива и терпелива, тяготеет к постоянству и стабильности. В составленном рекрутерами списке «прыгающе-скачущих» кандидатов значится несколько категорий соискателей:
    1.    Вчерашние выпускники вузов и других учебных заведений. Многие еще не определились окончательно с выбором будущей профессии и пребывают в поиске себя и своего места под солнцем, пробуя разные профессии, отрасли и направления.
    2.    Примерно похожие мотивы и у менеджеров по продаже (работе с клиентами), маркетологов и менеджеров по персоналу, имеющих 1-2-летний опыт работы. По статистике, именно эти категории специалистов меняют работу чаще всего.
    3.    Чересчур амбициозные, нередко с комплексом собственной уникальности и сверхценности. Как правило, ни у одной компании нет шанса стать достойной «звездного» специалиста.
    4.    Менеджеры проектов, консультанты и другие специалисты, которых привлекают компании на срок реализации отдельных проектов (например, организации торговой сети в регионах).
    5.    Обладатели неуживчивого, склочного характера, постоянно провоцирующие конфликты.
    6.    Способные и талантливые специалисты, быстро достигающие своего профессионального потолка и, не имея возможности расти вверх в данной компании, ищущие другую.
    7.    Люди, которым постоянно кажется, что хорошо там, где нас нет.
    8.    Охотники к перемене мест: сотрудники, которым быстро надоедает то, что и как они делают, и которым периодически необходима смена обстановки.
    Как видно, не всех из перечисленных категорий кандидатов можно считать плохими работниками. Например, опытные кадровики полагают, что для молодых специалистов вполне нормально сменить 3 компании к 25-летнему возрасту, а вот четвертую надо уже избирать с учетом долгосрочных перспектив. Кочующим же из компании в компанию менеджерам по проектам количество организаций в послужном списке только прибавляет вес на рынке.
    Вычисляя среди кандидатов «злостного» летуна, менеджеры по персоналу обращают внимание на то, сколь далеки были друг от друга сферы, в которых пытался найти себя соискатель. Хорошо, если среди многочисленных записей в трудовой книжке можно разглядеть общий стержень, объединяющий сферы деятельности в логическую цепочку, например, мерчендайзинг, маркетинг, логистика, администрирование. Хуже, когда скитания работника хаотичны и бесцельны. Реабилитировать «попрыгунчика», а точнее продемонстрировать обоснованность смен работы
сможет то обстоятельство, что каждая последующая позиция будет выше предыдущей либо по рангу, либо по уровню заработной платы. Но и этого недостаточно. Необходимо суметь произвести благоприятное впечатление на работодателя, подозревающего в вас перебежчика. Как это сделать?
    Бегущая по волнам
    Любой рекрутер или работодатель, проводящий собеседование, завидев «пеструю» трудовую книжку кандидата постарается разобраться в причинах частой смены работы. И не мудрствуя лукаво задаст нелицеприятный вопрос «в лоб». Часто судьбоносное решение о приеме на работу (или отказе) будет зависеть от ответа. Если вы в качестве основных мотивов своего ухода сошлетесь на плохого начальника, большую загруженность, жесткую дисциплину и высокие требования, отсутствие интереса к работе или приведете варианты типа «не понравилось», «так получилось», «так захотелось», «не судьба», «я разочаровался», это не прибавит вам шансов получить вакансию. Можно поверить, что разок-другой на вашем пути попался зловредный начальник. Но объяснить этим обстоятельством все 10 перемен рабочих мест за последние два года вряд ли удастся. Гордое молчание ничуть не лучше: уходя от прямого ответа, вы даете повод думать, что причинами ухода послужили конфликтные ситуации или ваша профессиональная некомпетентность. И то, и другое одинаково плохо.
    Для начала правильно составьте резюме: хронологический тип трудовой биографии (последовательное перечисление всех мест работы) сыграет против вас. Описывая время зачисления в штат и увольнения, не указывайте полные даты, только год. Например, время работы не «ноябрь 2006-январь 2007», а 2006-2007 гг. О должностях, которые слишком уж выбиваются из общего ряда, можно и вовсе умолчать. А вынужденные уходы, например, в связи с ликвидацией предприятия, оставьте.
    Неплохо было бы суммировать все время, которое вы отдали на благо одной отрасли, например, указать, что вы проработали более 7 лет в сфере рекламы и имеете дополнительные навыки написания статей, организации маркетинговых исследований, опыт работы с базами данных. И тогда можно указать, в каких компаниях и были приобретены дополнительные знания.
    Постарайтесь объяснить переходы на другую работу либо стечением объективных обстоятельств (переезд в отдаленный район города), либо необходимостью расширить сферу деятельности. Многие работодатели с пониманием отнесутся к тому, что вы все время профессионально росли, совершенствовали свои навыки и, в конце концов, «выросли из коротких штанишек», то есть вам стало тесно в рамках, что предлагал бывший работодатель. Только свою компетентность и серьезный настрой на работу обладателям пухлой трудовой книжки придется доказывать с удвоенным рвением. Немалая часть отечественных руководителей все же придерживаются мнения, что если человек разбрасывается, пробуя то одно, то другое, профессионализма от него не дождаться.
    Менеджеры по персоналу утверждают, что для построения успешной карьеры различным специалистам нужны разные сроки: руководителям высшего звена — от 5 лет, юристам — от 5 лет работы в крупном многопрофильном предприятии, менеджерам среднего звена — от 3 лет, бухгалтерам — от 3 до 10 лет, секретарям — от 2 лет. Стоит ли покидать профессию до окончания периода становления — каждый решает самостоятельно. Однако универсального рецепта (как и однозначного мнения о положительности или отрицательности частой смены работы) все же не существует. Ведь на всех, как известно, не угодишь.


Джерело: Анна КРУПКО


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві