НАШ «ТРУДНЫЙ» ПОДРОСТОК
31 июля 2008 р.
Подростковый период один из самых ярких и интересных в развитии человека, вместе с тем один из самых сложных. Его можно сравнить с широким мостом между детством и взрослостью, который подчас очень непросто перейти. Здесь встречается много препятствий в виде страхов и комплексов. Преодолевают через него все, но каждый с разными результатами. Иногда последствия переходного периода бываю настолько травматичными, что заставляют взрослого мучаться от страхов всю жизнь.
Одним из таких укоренившихся страхов может стать дисморфофобия, или, как ее еще называют, болезнь от недостатка любви. Словарь медицинских терминов определяет дисморфофобию (дис... + греч. morphe — вид, форма + фобия) как «тягостное переживание своей физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ; рост, вес тела и т.п.)». Она может возникать эпизодически (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), а может быть относительно постоянным состоянием (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.). Причем в большинстве случаев переживания вызваны именно «воображаемыми», надуманными собственными внешними недостатками. Девочки реальные или мнимые недостатки могут находить во всем теле (кривые ноги, маленькая грудь, неправильный овал лица и т.д.), у мальчиков страх, в основном, сосредотачивается в области гениталий. Нужно сказать, что девочки справляются с дисморфофобией легче, у них она может пройти без следа с появлением первого поклонника. Для мальчиков все намного сложнее, учитывая узкую зону концентрации недостатков, и может перейти в глубокие сексуальные проблемы, если на это не обратить должного внимания.
Можно выделить четыре основных признака дисморфофобии (выраженной в той или иной степени):
• активные высказывания о неудовлетворенности своей внешностью;
• обвинение своей внешности во всех грехах, убежденность, что все неприятности происходят именно из-за физической неполноценности (уродства);
• перенос своих психологических проблем (неумения общаться, отсутствие друзей и т.п.) в «телесную область»;
• убеждение, что изменение (усовершенствование) своей внешности способно сразу же изменить жизнь.
Кроме того, на уровне поведения о дисморфофобии могут свидетельствовать так называемые «синдром зеркала» и «синдром фотографии». В первом случае подросток часами смотрит в зеркало в поисках наиболее выигрышного, с его точки зрения, ракурса, когда надуманный недостаток менее заметен. Во втором случае избегает (наотрез отказывается) фотографироваться, так как уверен, что отвратительно получается на снимках именно из-за недостатков внешности.
Хочу сразу заметить, что в той или иной форме дисморфофобию переживают практически все подростки. Особенно актуальна она сейчас, когда СМИ навязывают определенные стандарты красоты. С экранов телевизоров, обложек молодежных журналов, даже полок магазинов игрушек на нас смотрят стройные, длинноногие и пышногрудые красавицы, которым улыбаются загорелые и мускулистые парни. Все, кто не соответствует идеальным канонам, должны чувствовать себя уродливым, толстым, нескладным и желать достигнуть совершенства любой ценой. Именно это стремление заставляет подростков худеть до истощения, мечтать о пластической операции или наносить себе физические увечья, пытаясь самостоятельно избавиться от недостатка.
У многих подростков дисморфофобия проходит с возрастом, естественно и без последствий. Некоторые забирают ее во взрослую жизнь, и со временем она может перейти в дисморфоманию — расстройство более глубокое, когда болезненная убежденность в физическом недостатке приобретает сверхценный или бредовой характер. Причины дисморфофобии кроются в недостатке любви к себе, своему телу и недостатке любви и понимания родителей. Нередко можно встретить ситуации, когда родители не принимают недовольство ребенка своей внешностью, например, говорят: «Все это ерунда, ты все придумываешь, у тебя все в порядке». Ребенок встречает полное отрицание проблемы, но от этого проблема не исчезает. Иногда родители пытаются бороться с проявлениями дисморфофобии силовыми методами, когда ребенок стесняется раздеться на пляже, стягивают с него одежду силой, думают что он привыкнет и перестанет стесняться. Другие же сами провоцируют дисморфофобию, рассказывая ребенку, что он, например, слишком толстый или некрасивый.
Преодоление дисморфофобии должно начинаться с любви и признания. От родителей требуется много внимания и поддержки, чтобы избежать формирования у ребенка заниженной самооценки и комплекса неполноценности. Кроме того, можно дать несколько конкретных рекомендаций преодоления дисморфофобии:
1.Не следует делать обидные замечания в адрес ребенка, его внешности (например, «какой ты у нас лопоухий», «ну и толстый же ты», «в кого у тебя такой длинный нос» и т.п.). Если у ребенка есть какие-то недостатки внешности (излишняя полнота, юношеские угри, прыщи), нужно помочь избавиться от них, а не заострять внимание.
2. Если ребенок отказывается раздеться на пляже, в бассейне и т.д., фотографироваться, выступать на публике, рекомендую родителям уважать его право на отказ. Ни в коем случае не заставлять, особенно грубым физическим воздействием. Лучше отказать организму в полезном во всех отношениях плавании, чем помочь приобрести невроз.
3. Рассказать ребенку примеры из своего отрочества, как вы были недовольны своей внешностью, чего стеснялись, как с этим справлялись. Поделитесь переживаниями и чувствами, которые испытывали, выразите понимание состояния ребенка, а также готовность помогать, если нужна помощь.
4. Если у подростка есть черта, которая отличает его от сверстников (зрительно выделяет из общей массы), и он ее стесняется, можно использовать два диаметрально противоположных способа действий. Первый — помогите сделать эту деталь «изюминкой» внешности (на примере известных личностей с яркими нестандартными деталями внешности, возможно аналогичными чертам вашего подростка). Второй — обратитесь к помощи специалистов. Опять же, выбрать правильный способ реагирования лучше всего в диалоге с ребенком.
5.Особое внимание необходимо детям с реальными физическими дефектами, нужно как можно раньше устранить недостаток, при необходимости даже хирургическим путем, пока он не вызвал психических нарушений у подростка.
6. Если у вашего подростка дисморфофобия достигла критической формы и выражается в активном членовредительстве (например, анорексия (отказ от пищи), нанесение себе ран и увечий и т.д.), непременно обратитесь не только за медицинской, но и психологической помощью к специалистам.
На самом деле наш подросток не «трудный», он такой же парень или девушка, какими были мы 20, 30 или 40 лет назад. Просто за время своего взросления мы растеряли многое, в том числе и объективность воспоминаний. Поэтому забыли, что имеют право на свои проблемы. Главное — они очень сильно нуждаются в нашей помощи.
Автор: Елена ШПУНДРА