Статті / ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

26 июня 2008 р.

    Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности, как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится  не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.
    Мы попробуем разобраться, что же представляет собой такой феномен подросткового возраста, как демонстративное поведение.
    Демонстративный (от лат. demonstrativus — указательный) — наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей. Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста. Кроме того, стремление привлечь к себе внимание  всесторонне эксплуатируется социумом. На желании выглядеть эффектно, броско, привлекательно базируется  вся индустрия косметики и моды. Умение обратить на себя внимание — обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности — один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения.
    Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения.
Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.
    Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое — это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет  успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке. Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и, наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости, там, где с  преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами.
    Второе — действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы — от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей — мальчик и девочка. Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями не складываются отношения, они часто ссорятся на глазах у детей.  Внимание матери сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением,  и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке. Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она  тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна. Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет — она становится центром семьи, как только выздоравливает — перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма.
    Третье — использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничание, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму.  На мой взгляд, самое опасное в этом направлении — демонстративные побеги и суицидальное поведение.
По некоторым данным, 20% всех побегов — демонстративные. Основная их отличительная черта — подросток уходит недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих. Причина — все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.). Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить  преимущества или определенные блага, особенно те, которые возвысят его в глазах сверстников.
    Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев  это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах. Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут. Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома —родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов и т.д.
    Следует учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. Поэтому необходимо обратиться к специалисту сразу же, даже если угрозы суицида звучат только в высказываниях.
    В заключении хочу сказать, что на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным). На самом же деле в основе такого поведения всегда лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться, дескать, все переросли — и ребенок перерастет. Все мы, безусловно, перерастаем — кто-то в успешную и яркую личность, а кто-то в нытика и истероида. Так что, задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем.



    Чаще всего родители приводят подростка к психологу, когда его поведение становится  хронически девиантным (отклоняющимся от нормы). Девиации могут варьироваться от  снижения успеваемости, прогулов занятий, до драк, воровства, побегов. В общем тогда, когда ситуация становится слишком критической для самих родителей. Критической, потому что каждому родителю хочется гордиться своим отпрыском: «хороший» ребенок, это своеобразное подтверждение «хорошести» родителей, знак качества их педагогических и человеческих талантов.  А тут вдруг ребенок оказывается «плохим»,  родителям необходимо признать, что они к этому причастны, а это вызывает сильный внутренний конфликт. Вот тут и возникает потребность в психологе, на которого возлагается высокая миссия переделки «этого ужасного создания» в «нашего чудного мальчика» или «замечательную девочку». Родители ожидают, что психолог вернет им «хорошего», «правильного» ребенка, а они снова мысленно вернут себе все кубки и подтвердят статус «лучший родитель года».
    Это один из самых распространенных мифов о работе психолога. На самом деле все дети, малыши и подростки — части семейной системы, они живут и функционируют в ее пределах и подчиняются всем законам. Если в семейной системе что-то нарушено, то дискомфорт испытывают все члены. Просто в детях этот дискомфорт проявляется сильнее и ярче, т.к. в силу малолетства они не умеют носить маски, как это делают взрослые.
    Систему можно восстановить, однако для этого понадобятся усилия всех участников. Поэтому и существует семейные психологические консультации и семейная терапия. Так что, приходя к психологу с просьбой «исправить» ребенка, будьте готовы, что «исправления» понадобятся и вам.
    Тем же, кто пока не готов активно работать над собой и своей семьей, но заинтересовался темой данной статьи и вообще хочет узнать больше о моделях семейных систем, о том как они формируются и как живут, хочу порекомендовать книгу Робина Скиннера и Джона Клииза «Семья и как в ней уцелеть».



Автор: Елена ШПУНДРА


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві