СПРОСИТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ
12 июня 2008 р.
Практически все потенциальные соискатели как-то уже привыкли, что на собеседовании, обычно, вопросы задаются им. Отправляясь на интервью, мы заранее готовимся к массированной «вопросной» атаке со стороны работодателя и напрочь забываем об одном важном нюансе: выбирают не только нас, выбираем и мы. А это значит, что каждый, проходя собеседование, вправе задать нанимателю интересующие вопросы. Однако делать это надо умеючи.
Начав работу над статьей, я вспомнила, что до недавнего времени сама боялась или просто забывала расспросить потенциальных работодателей, о чем в последствии жалела. После института, просидев полгода дома без денег, я так хотела устроиться на работу, что готова была безоговорочно принять любые условия работодателей — только бы взяли. Думаю, многие выпускники вузов и других учебных заведений сталкивались с подобной проблемой. Через некоторое время, когда я понимала, что ни работа, ни коллектив, ни заработная плата мне категорически не нравятся, начались поиски нового места. И я опять была согласна на любые условия, только бы уйти со старой работы, и, конечно же, наступила на те же грабли. Только позже я поняла: если хочешь получить желаемую работу и быть готовой к особенностям, которые обязательно присутствуют на этом конкретном рабочем месте, в коллективе, нужно задавать вопросы, интересоваться деталями, делать выводы.
Хочется еще раз подчеркнуть: причины, побуждающие менять работу, у каждого разные, одинаковым должен быть результат — новая работа должна удовлетворять соискателя не меньше, чем по пяти пунктам. Основные приоритеты: высокая заработная плата, возможность реализовать способности, перспектива карьерного роста, близкое расположение места работы к дому и т.д. — каждый выбирает сам. Иначе очень скоро вы задумаетесь о смене работы, потому что опять что-то не устроит. Поэтому спрашивайте, и да будет вам отвечено.
КАК СПРАШИВАТЬ?
Давайте смотреть правде в лицо: не смотря на имеющееся право выбора и возможность в любой момент отказаться от предлагаемой работы, если что-то не понравилось или вызвало подозрения, работодатель все же находится в более выигрышном положении. Поэтому, задавая вопросы, нужно быть максимально деликатным и корректным, чтобы чрезмерной активностью или любопытством не «вспугнуть» работодателя. Как же правильно задавать вопросы? Предлагаем вам ознакомиться с несколькими простыми правилами:
— Прежде всего, поинтересуйтесь у работодателя: «Могу ли я задать вам несколько вопросов?». Это охарактеризует вас как воспитанного и деликатного человека. Будьте уверены: вы обязательно получите «добро» на свой «запрос». Если же вдруг не дадут возможности задать вопросы, смело уходите: вряд ли можно надеяться на нормальное взаимопонимание в компании, где сотрудникам, как говорится, не дают раскрыть рта.
— Не стоит задавать слишком много вопросов, иначе можете показаться чрезмерно любопытным, большинство работодателей не приветствуют подобное качество. Подготовьте пять-семь наиболее важных для вас вопросов. Кстати, некоторое специалисты по подбору персонала утверждают: нет ничего страшного и зазорного в том, что соискатель время от времени будет поглядывать в блокнот, где записаны вопросы, а также отмечать в нем некоторое важные моменты. Это свидетельствует, что человек серьезно готовился к собеседованию, его интересует эта работа и все, что с ней связано. Эйчары также рекомендуют задавать вопросы по степени важности, то есть в первую очередь наиболее значимые для вас.
—Скорее всего, при первой встрече вы не узнаете всех деталей. Это нормально, как показывает практика, нюансы выясняются только в процессе работы, поэтому не нужно настаивать, чтобы при первой же встрече работодатель поведал вам все тайны «мадридского двора». При повторном собеседовании (если таковое состоится) у вас будет возможность «дозадать» интересующие вопросы.
И самое главное правило: не бойтесь спрашивать. Помните: вы имеете полное право получить определенную информацию о возможном месте работы. К тому же правильно поставленные вопросы покажут работодателю не только вашу заинтересованность, но и профессиональную компетентность, личностную зрелость.
ЧТО СПРАШИВАТЬ?
Кроме того, как спрашивать, нужно также знать, что спрашивать. Условно вопросы можно разделить на «официальные» и «неофициальные». К первым относятся все, касающиеся, скажем так, видимой части работы:
— общие сведения о компании, ее месте на рынке.
— суть должности, ключевые обязанности.
— место вашей предполагаемой должности в организационной структуре компании, кому вы будет непосредственно подчиняться.
— условия работы и график работы.
— где территориально находится рабочее место.
— возможно ли дальнейшее карьерное развитие на этой должности, какое именно и в каких временных рамках и т.д.
К «неофициальным» относятся вопросы, на которые работодатели либо не любят отвечать, либо отвечают весьма туманно. Тем не менее, эти моменты необходимо выяснить, чтобы, как говорится, потом не было «мучительно больно», и вы не испытали определенных разочарований. Итак, вооружившись правилами, постарайтесь деликатно и корректно выяснить:
— Размер и способ выплаты заработной платы. Обычно разговор о деньгах начинает работодатель, интересуясь, на какую зарплату вы рассчитываете. Для соискателя главное — не прогадать в этом вопросе и не затребовать слишком низкую или, наоборот, слишком высокую сумму. Если же наниматель по каким-то причинам тему о деньгах не затронул (для многих это «больной» вопрос), вы вполне можете взять инициативу на себя, после прояснения всех «официальных» вопросов. Что касается способа выплаты зарплаты (будет ли она официальная с вычетом всех налогов, в конверте или «серая»), то, учитывая щекотливость вопроса, перед тем как задавать его, «вооружитесь» разнообразными «дипломатическими» словесными уловками: «Ни в коей мере не желая вмешиваться в финансовую политику компании, хочу уточнить, каким образом будет начисляться и выплачиваться заработная плата». Не забудьте так же поинтересоваться, насколько часто пересматривается (и пересматривается ли вообще) размер заработной платы в зависимости от экономических процессов, происходящих в стране, повышения вашего «карьерного» статуса или трудового стажа.
— Больничные и отпуска. Другими словами, придерживается ли компания в этом вопросе норм трудового законодательства, или такие моменты оговариваются в индивидуальном порядке.
— Велика ли вероятность «ненормированности» рабочего дня, а также выхода на работу в выходные и праздничные дни. Специалисты утверждают: если форс-мажор (сюда относится также необходимость каждодневно пребывать на работе чуть ли не до полуночи) продолжается более трех недель, то в компании, скорее всего, неправильно организован трудовой процесс, и речь не идет о «рабочей необходимости». Вам по каким-то причинам может абсолютно не подходить такой график, поэтому постарайтесь осторожно выяснить этот вопрос еще до подписания контракта.
— Особенности корпоративной культуры и общения. В крупных компаниях обычно существуют свои неписанные «законы» или правила поведения. Например, принято каждые выходные, с целью укрепления командного духа, выезжать на пикники, или проходит компания борьбы за здоровый образ жизни, поэтому курящих нет, а вам просто необходимо каждые полчаса выходить на «перекур». Все эти, на первый взгляд «не важные» мелочи, могут существенно усложнять «трудовую» жизнь, даже если работа и заработная плата вас вполне устраивают.
Мнение из форума:
Ladyjob Работодателя следует спрашивать обо всем, что вас волнует, чтобы заранее прояснить ситуацию.
Алла Я бы обязательно выяснила у работодателя:
1. Как выдается заработная плата, в конверте или «белая». Это очень важно. Мой знакомый, получает очень приличную, но «черную» зарплату. Недавно женился, хочет взять кредит на постройку дома (не такой уже, кстати, большой). А не дают, потому что не может предоставить в банк документы, подтверждающие его истинную заплату.
2. Отпуск. В этом вопросе однажды «прошляпила» уже я. Устраиваясь на работу, не выяснила (а мне не поспешили рассказать), сколько дней отпуска предоставляется и как он оплачивается. Так вот, больше чем две недели сразу ты взять не можешь (и те дают неохотно), плюс выдают отпускные постфактум. Я понимаю, деньги нужны всегда, но все же к отпуску они как-то уместней.
Ladyjob Чтобы потом не кусать себе локти, на собеседовании стоит обговорить все подробности будущей трудовой деятельности...
Выяснить с будущем работодателем основные вопросы нужно еще при телефонном разговоре, чтобы решить, стоит ли идти на собеседование, или вы зря потратите время.
Хотя многие наниматели не очень хотят давать подробную информацию о предстоящей работе по телефону. С глазу на глаз у них более выгодное положение.
Мирабель Мне кажется, спросить можно о чем угодно (в пределах разумного, конечно), главное — как спрашивать. Нужно подбирать верную интонацию, правильные слова, в общем, соблюдать «политесы». С другой стороны, слишком любопытным тоже быть не стоит. Моя знакомая, начитавшись разной литературы (кстати, очень полезной), почему-то почерпнула оттуда только одну мысль, при этом по-своему ее интерпретировав: нужно показать работодателю свою заинтересованность, желание работать именно у него, при том, работать хорошо. Строго соблюдая это правило, она спрашивала обо всем, вплоть до, «почему стены оклеены обоями именно этого цвета» и «что за фотографии у вас на столе». Бедный работодатель, наверное, подумал, что к нему заслали какого-то шпиона. В общем, на работу мою знакомую не приняли, чего и следовало ожидать.
Автор: Оксана БОНДАРЧУК