Статті / ДОРОГА В НЕБО

ДОРОГА В НЕБО

10 апреля 2008 р.

    Женщины уже давно сели за руль и в кресла руководителей, стали за штурвалы кораблей, даже освоение космоса не обошлось без их участия. Но мало кто знает, что дорогу в небо прекрасной половине человечества  проложила миловидная девушка с карими глазами — Лидия Зверева, одна из первых женщин-летчиц.

    Первая в Российской империи летная школа «Гамаюн» была открыта на деньги предпринимателя Щетинина в 1910 году. Принимали в школу всех, в том числе и женщин.
    Лиде Зверевой шел 21 год, когда она пришла в эту школу с твердым намерением стать освоить сложную науку.
Наставником, а в последствии и мужем, стал выпускник Технологического института Владимир Слюсаренко. Он сразу понял, что эта девушка принадлежит к высшему обществу, и для начала уточнил, в курсе ли родители, чему она собралась учиться. Мысль о том, что женщина может подняться в воздух и управлять аэропланом, казалась ему абсурдной, тем более, нелепо выглядела бы в его кабине эта изнеженная аристократка. Но Лидия, глядя прямо в глаза инструктору, ответила, что отец в курсе всех ее начинаний, и во всем поддерживает.
    Лидия Зверева была дочерью весьма состоятельного человека, генерал-майора царской армии, героя русско-турецкой войны 1877-1879 годов. Отец мечтал о сыне, но судьба послала двух дочерей. Впрочем, младшая Лидия, была таким сорванцом, что могла дать фору любому мальчишке. Свой первый полет, с дерева, она совершила на кружевном зонтике, подаренном на день рождения сестре Люсе. Слава Богу, в тот день девочка ничего не сломала, только вывернула лодыжку.
Лиде было 12 лет, когда  впервые увидела летательные аппараты — аэростаты. Отец категорически запретил «полетать». Тогда Лида, недолго думая, собрала все свои драгоценности (жемчужное колье, несколько серебряных ложек) и со всем этим богатством отправилась к командиру воздухоплавательного подразделения. Конечно же, «дядя» обо всем доложил Лидиному отцу, но тот, придя в восторг от смелости дочери, разрешил девочке совершить воздушную прогулку.
Повзрослевшую Лиду мать отдала в Мариинский институт благородных девиц, надеясь, что там исправят на ее слишком мальчишеский, независимый характер. Но надежды родительницы не оправдались. И мама решила отдать Лиду замуж за хорошего человека, мол, в семье уж не до баловства. Лидиным мужем стал не очень молодой и ничем не примечательный железнодорожный инженер Зверев. После двух лет брака супруг внезапно умер от аппендицита, и Лида стала свободной.
В летной школе о храбрости Лидии вскоре начали слагать легенды. Она не боялась подниматься на высоту, которую не осмеливались брать даже опытные летчики — 1100 метров.
    В 1911 году девушка принимает участие в перелете Санк-Петербург — Москва. Тогда требовалось доказать, что преодолевать такие расстояния (свыше 700 км) могут не только французы, но и русские.
    В 1912 году Лидия выходит замуж за своего учителя Владимира Слюсаренко, вместе с которым выступает в различных авиашоу по всей стране: в Москве, Петербурге, Баку,
Новгороде. Смелая летчица выполняет фигуры высшего пилотажа, мастерски выписывает восьмерки и умело выходит из штопора. После выступления Лидию, обычно, забрасывали цветами так, что не видно было аэроплана. Однажды она отличилась даже перед императором Николаем II. Максимально снизив аэроплан, она плавно описала две восьмерки прямо над головой государя, который приветствовал ее стоя.
    В 1914 году Лидия с мужем перебираются из Петербурга в Ригу, где открывают первую летную школу для женщин. Что интересно, ее сразу же начали посещать аристократки: Долгорукая, Шаховская. В том же году, на рижском ипподроме, Лидия Зверева впервые показала одну из самых сложных фигур высшего пилотажа —  мертвую петлю. О ней написали все российские газеты называя «королевой риска».
    Вскоре началась первая мировая война и, заскучавшая без участия в представлениях Лидия, изъявила желание уйти на фронт военным авиалетчиком. Слюсаренко  категорично запретил жене это делать, и она, скрепя сердце, вынуждена была согласиться.
    Вскоре девушку пригласили участвовать в Царскосельских авиасостязаниях.  Лидия с удовольствием согласилась, и, как всегда,  была лучшей. Но заканчивая представление, Лидия не удержала штурвал, и аэроплан упал на землю. Благо, удар смягчили ветки.
    Лежа в больнице, она решила, что больше летать не станет. С трудом далось это решение, Лидии показалось, будто вместе с отказом летать из нее ушла какая то часть жизни.
Поправившись, девушка решила работать медсестрой в одном из госпиталей. Через две недели после выписки Лидия заразилась тифом. Спустя семь дней, 15 мая 1916, в возрасте 26 лет она скончалась.


Автор: Оксана БОНДАРЧУК


Jobs.ua рекомендує переглянути:





Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві