Наверняка многие женщины согласятся, что дом — это не только стены и крыша, защищающие в непогоду. Дом — это место, где живут самые любимые и близкие люди, где можно отдохнуть и набраться сил. Дом — это особая теплая атмосфера,и таковой ее делают не только человеческие отношения, но тщательно, с любовью подобранные вещи, продуманный интерьер. Героиня сегодняшней нашей беседы Остроушко Наталья помогает людям создавать домашнюю, уютную атмосферу, потому что она — дизайнер интерьера.
— Наташа, как вы пришли в профессию?
— Первое образование у меня никак не связано с архитектурой и дизайном: я закончила педуниверситет имени Драгоманова по специальности преподаватель английского языка. Пару лет отдала школе. Работа очень нравилась, но финансово, увы, не удовлетворяла. Дизайном же я интересовалась всегда, покупала литературу, делала для себя какие-то эскизы. А потом мой знакомый сказал: как ты смотришь на то, чтобы заняться дизайном, ведь у тебя может получиться. И я пошла учиться, закончила при КИСИ колледж художественного моделирования и дизайна. Сама программа обучения была достаточно разносторонней: история архитектуры, графика, живопись и т.д. До начала учебы у меня уже было 4 реализованных проекта — я делала квартиры своим друзьям. То есть я училась, чтобы понять какие-то теоретические аспекты.
Сейчас на моем «счету» уже около 23 завершенных проектов за 4 года работы по специальности. Это немало, если учесть, что, например, один из проектов я делала где-то полтора года.
— Расскажите подробнее о работе дизайнера интерьера. — Я разрабатываю дома, квартиры, офисы, развлекательные заведения. В чем заключается суть профессии? Если смотреть широко и творчески, то, наверное, в умении грамотно совместить эстетику помещения и всяческие технические нюансы. На самом деле дизайнер не просто создает красоту, он должен знать, как то или иное эстетическое «изобретение» можно потом технически воплотить в жизнь. Сначала создается эскиз — первая часть дизайн - проекта, который предлагается на рассмотрение заказчику, с расстановкой мебели, вариантами потолков, декоративными элементами…В общем, со всеми деталями. Предлагается, кстати, чаще несколько вариантов. Когда один из эскизов утвержден, по нему разрабатывается комплект чертежей: схемы и по электрике, и по сантехнике, раскладки плитки по стенам и полам, планы потолков, развертки стен с декоративными элементами и пр. На самом деле нужно знать и понимать очень много сугубо технических нюансов. В процессе строительства дизайнер ведет авторское сопровождение, чтобы созданный проект воплотить на объекте в полной мере.
— Чего же вашей профессии больше: творчества или каких-то технических моментов? — Безусловно, работа творческая! Дизайнер — профессия, где нет четких догм, гласящих, как именно нужно работать. Кто-то работает без детальных чертежей, ограничиваясь только эскизами, а необходимые сложные узлы рисует прямо на стенах объекта. Собственно говоря , почему бы и нет, если при этом все остаются довольны. Некоторые предпочитают работать, как я это называю, «50 на 50», когда творчество и его реализация взаимодополняют друг друга. Нужно точно знать, что придуманное можно исполнить практически.
— Насколько я поняла, вы предпочитаете работать «50 на 50», то есть и творчески, и технически? — Да, я практик. Когда работала над своими первыми квартирами, то старалась вникнуть во все технические детали. Ведь строители не всегда воспринимают радостно красивую дизайнерскую картинку. Иногда нужно поломать голову, как сделать так, чтобы конкретная деталь выглядела и красиво, и функционально. Сотрудничаю с грамотными специалистами, с которыми обсуждаю те или иные конструктивные вопросы, советуюсь. Я считаю правильным подход «50 на 50». Хотя восхищаюсь людьми, которые умеют спонтанно выдать на стене интересную идею. Я разрабатываю варианты порядка двух недель: сначала общаюсь с заказчиками, выясняю их стилевые предпочтения, функциональное предназначение помещения, после делаю наброски в данном ключе для себя, а далее уже оттачиваю их , довожу до чистовых эскизов, которые в последствии и отдаю на рассмотрение заказчика.
— Наташа, сейчас в области архитектуры, дизайна, строительства появилось очень много новых материалов, тенденций, мод. Успеваете ли следить за всеми новинками? — Это обязательное условие работы дизайнера. Чтобы качественно выполнить заказ и творчески подойти к делу, нужно развиваться. Если ты выпадаешь из профессии где-то на полгода, то догнать будет очень сложно. Новинки, действительно, появляются чуть ли не каждый день: вчера это был ленолиум, сегодня паркет трехслойный или полы наливные, завтра появится еще что-то. Поэтому я хожу на всевозможные выставки, посещаю мастер-классы. Осваиваю новые компьютерные программы, очень много читаю специализированной литературы. Сейчас мне уже в своей комнате и жить негде — все занято специальной литературой. И не специальной тоже. Я просто люблю читать.
— Вы помните первый проект, за который вам заплатили деньги? — Безусловно, помню. Были после проекты и грандиозней, и интересней, и труднее, но он все равно остается самым любимым. Сейчас я могу вести параллельно и два, и три объекта, но тогда занималась только им, единственным. Это была квартира, которую я делала в современном стиле. Очень любила вечером, когда рабочие уже уходили, ходить по квартире и еще раз просматривать, что получилось. Или смотреть на открывающийся чудесный вид из окна и переосмысливать, что сделано за день, что еще можно усовершенствовать. Может, я даже немного навязчиво вникала в какие-то технические моменты, но мне хотелось, во-первых, чтобы все было идеально, во-вторых, люблю все знать и видеть процесс своими глазами. В общем, с утра до вечера я находилась на объекте. Это была очень хорошая школа.
— Наташа, где вы берете идеи и черпаете вдохновение? — Изначально заказчик дает вводные данные, что бы он хотел видеть в квартире, где будет жить. То есть должен изначально дать несколько установок, чтобы я понимала, какой стиль подобрать, что ему импонирует больше. Кто-то постоянно принимает гостей, и нужно сделать просторную, уютную кухню, чтобы еще и большой стол помещался. Кто-то наоборот, предпочитает тишину и хочет, чтобы в кабинете было в радость и поработать, и отдохнуть. Потом в соответствии с пожеланиями я разрабатываю несколько вариантов проекта, и заказчик выбирает тот, который больше понравится. А идеи приходят часто неожиданно: формы , цветовые решения черпаются из знаний о выбранном стилевом направлении, к тому же это очень индивидуально в применении к конкретному объекту.
— То есть дизайнер должен еще быть и хорошим психологом? — Обязательно, ведь если не прочувствуешь, не поймешь желаний, и предложишь не то, заказчик вряд ли с тобой будет работать дальше. Получается, что на время работы я как бы вливаюсь в семью, достаточно много времени провожу с заказчиком, часто знакомлюсь с детьми. Потому что малыши тоже говорят свое слово, например, какие обои хотят поклеить в своей комнате. Часто с клиентом мы работаем в альянсе. В одном из проектов активное участие принимала хозяйка дома. Мы вместе ездили по магазинам, что-то решали, придумывали, в споре находили истину. Ее муж в то время жил в другом городе. Когда уже работа была закончена и он приехал «на инспекцию», я жутко волновалась — как все пройдет. Звоню хозяйке и спрашиваю так тихонечко: «Ну, как?» А она мне тоже шепотом: «Сказал, что остается. Если бы не понравилось — не остался бы». Это был такой, знаете ли, скупой мужской комплимент. Если с заказчиком нет психологической совместимости, то и начинать сотрудничество не стоит. Случалось (нечасто, правда), когда я просто отказывалась от работы.
— Наташа, вы находите заказчиков или они находят вас? — В основном, они меня по рекомендациям людей, с которыми я работала. Это самая лучшая реклама.
— Как вы считаете, что такое успех в дизайнерском деле и как его достичь? — Успех для меня — благодарные слова заказчика. Это самый лучший показатель в работе. Как достичь успеха? Развиваться, искать что-то новое, интересное, не бояться ошибок, смело делать шаг вперед.
В смелости Наташе действительно не откажешь. В конце разговора она призналась, что дома меняет интерьер чуть ли не каждые полгода: апробирует «на себе» практически все появляющиеся новинки, даже радикальные. Тогда она может с полной уверенностью что-то рекомендовать или не рекомендовать заказчикам. Мы же всей редакцией решили: если затеем ремонт, дома или в офисе, обращаться будем только к Наташе.