Мой семилетний сынишка иногда озадачивает меня вопросами: «Зачем нужны автомобили? Они загрязняют воздух», «Почему люди не могут жить вечно?» и т.п. Недавно он спросил: «Почему за все нужно платить деньги? И зачем вообще они нужны?»
Мой маленький утопист еще не знает, что, не будь денег, то было бы очень много желающих не работать, а жить за счет других. Нехорошие дяди и тети пользовались бы доверчивостью других людей, работающих на них безвозмездно, то есть даром.
Одно из объявлений в Интернете привлекло мое внимание тем, что было написано не на украинском (русском, английском или немецком), а на польском языке. Работодатель сообщал миру на родном языке без перевода, что ему нужен офис-менеджер. Естественно, со знанием польского языка, иначе как бы догадался об этом потенциальный соискатель.
Мой письменный польский прихрамывает, но вполне понятен. Я послала по электронной почте письмо. И – о чудо! – получила ответ. Пан с оригинальным и непривычным для нас именем Маринеуш пригласил меня на собеседование.
Это волнующее для меня событие происходило в обычном офисе, с приличным ремонтом, с полным «набором принадлежностей»: компьютеры не самых старых моделей, принтер, электрический чайник. Почему я обращаю Ваше внимание на такие детали? Сейчас объясню. Из таких фрагментов мозаики можно составить целостную картину. Фирмы-однодневки обычно снимают офисы подешевле, на ремонт не тратятся, электрических чайников своим сотрудникам не покупают. То есть фирма польского работодателя выглядела более-менее солидно.
«СКАЖИ-КА, ДЯДЯ…» Еще более положительное впечатление производил сам владелец фирмы. Доброжелательный, приятный, чувствовалось, что он ценит профессиональные и личные качества, а не длину ног. Владелец четко рассказал, чем занимается фирма, каковы перспективы ее развития. А заодно о моих обязанностях офис-менеджера и перспективах карьерного роста. Все выглядело так потрясающе красиво! Только представьте: польско-украинско-голландская фирма, торгующая цветочными растениями по почте. Видели бы Вы их рекламные буклеты! Все утопает в цветах, счастливые люди — просто рай на земле. И в этом раю я — офис-менеджер, в будущем — руководитель отдела продажи. Мое дремавшее в глубине души тщеславие высоко подняло голову и повторяло: «Да!» Но цербер подозрительности бормотал: «Что-то тут не то…»
И еще одна деталь — собеседование проводилось на чистом польском языке. Что неудивительно для пана Маринеуша, ведь это его родной язык. А вот себе я не переставала удивляться. Ай да молодец! Даже пан Маринеуш спросил, откуда я так хорошо знаю язык. Мысленно я ответила: «Сама удивляюсь», а вслух сказала: «Бабушка научила». За что ей огромное спасибо. А еще спасибо моему сынишке. Он смотрел по телевизору мультики на польском, я наслушалась, и вот результат — исчез пресловутый языковой барьер. Это я к тому, что на собеседовании будьте готовы, что вас могут попросить говорить на языке, указанном в резюме в графе «знание языков». Поэтому потренируйтесь, чтобы не быть застигнутыми врасплох.
ПОРАБОТАТЬ ХОТИТЕ? Но хватит себя восхвалять. Таких полиглотов, как я, оказалось несколько. В этот день одна девушка проходила собеседование передо мной, еще одна ждала своей очереди. Меня приняли на работу. В первый рабочий день в офисе, кроме меня, были директор, бухгалтер (они ушли в другой кабинет) и еще две девушки. Одна проходила собеседование вместе со мной, вторая работала здесь, но собиралась увольняться. Я осторожно поинтересовалась, почему — такая интересная и перспективная фирма… Причина была банальной — не платят зарплату. Оказалось, что таким образом фирма существует довольно долго. Одни сотрудники увольняются — набирают новых. При этом обещают им выплатить зарплату, как только фирма «встанет на ноги», «наберет обороты» и т.д. Некоторые бывшие сотрудники до сих пор приходят к владельцу и требуют отдать им заработанные деньги. «А почему же Вы ходите на работу?», — спросила я. «Пан Маринеуш иногда платит,», — неуверенно сказала она. С этим же вопросом я обратилась ко второй девушке, которая работала здесь не так давно. «Он обещал платить хорошую зарплату, когда я стану начальником отдела продажи», — бойко ответила полная энтузиазма сотрудница. Зато мой энтузиазм как рукой сняло.
Тем временем работа в офисе кипела. Деловито носились с бумагами директор и бухгалтер, приехал владелец, пан Маринеуш. Как оказалось, он с корабля, то есть с поезда. Еще с дорожной сумкой, но уже в безупречной одежде и готов к работе. Так как отдел продажи был призраком далекого будущего, двух сотрудниц (в том числе и меня) усадили за компьютеры вводить данные, одну отправили на почту. И никаких кофе или чаепитий. Продвинутый капитализм.
МЫ ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ Я была морально не готова вместо творческой работы офис-менеджера тупо забивать ячейки таблицы адресами желающих получить по почте кусочек цветочного рая. К тому же, обещанная зарплата тоже оказалась призраком. Зато к пану владельцу пришла вполне реальная женщина. «Бывшая сотрудница, — шепнула мне девушка. — Пришла требовать деньги». Разговор за дверью был короткий и бурный, женщина вышла из кабинета раздраженной. «Интересно, а что — все сотрудники знают польский язык?» — спросила я у коллеги. «Нет, пан Маринеуш прекрасно говорит по-украински, — ответила девушка, и смеясь добавила, — только делает вид, что не понимает, когда обращаешься к нему за деньгами».
Реальными также были адреса людей. Откуда они у фирмы, спросите Вы? Да мы сами их сообщаем, когда вписываем в купон: «Да, я хочу приобрести…», — а дальше уже не важно. Потому что в рекламном буклете все выглядит гораздо красивее и привлекательнее. А на возмущенные письма или звонки о некачественном товаре всегда можно ответить: «Вы неправильно пользовались», «Товар возврату не подлежит», «Высланные Вам растения вполне пригодны к посадке»...
Болела спина от непрерывной и монотонной работы. Как только выдерживают девушки на швейных фабриках? Я попробовала объяснить пану Маринеушу, что не могу долго находиться за компьютером, так как у меня болит позвоночник. «Это Ваши проблемы», — ответил он с еле скрываемым раздражением. В общем, мой рабочий день был недолгим, как и разговор с несостоявшимся шефом.
Потом я мысленно возвращалась к этому случаю, терзая себя: а правильно ли я поступила. Хотя объявления о наборе сотрудников на известную мне фирму, встречающиеся в Интернете, не вызывали в душе сожаления по поводу утраченного рая. Как оказалось, на этот раз интуиция меня не подвела. Знакомая рассказала о своей подруге, которая нашла работу на польско-украинско-голландской фирме, торгующей цветочными растениями по почте. Проработав два месяца «безвозмездно», она обратилась в суд. Но фирму объявили банкротом, и никаких денег бывшим работникам так и не заплатили.
Эта история — одна из тысячи, а может и десятка тысяч. Мошенничество не имеет национальности, возраста и моральных принципов. Зато у мошенников есть много способов заставить работать на них бесплатно: в виде стажировки или прохождения испытательного срока, в виде выполнения тестового задания, в виде совмещения должностей. Не всегда удается распознать мошенника сразу, часто его лицо скрыто за приятной маской обаятельности и респектабельности. И не ждите, что вдруг поднимут Вам зарплату. Зачем платить больше? Зачем платить вообще, если найдутся люди, которые готовы работать безвозмездно, то есть даром?
Комментарий психолога: Елена Шпундра — В книге американского психотерапевта Ирвина Ялома «Лжец на кушетке» есть сюжетная линия, посвященная очень талантливой и неординарной афере. Мошенник выманил у психотерапевта все сбережения. Причем психотерапевт — отнюдь не новичок в своем деле. Более того, он был фигурой весомой и авторитетной в мире психотерапии, имел многолетнюю практику и огромный опыт. Так вот, этот мошенник впервые появился у психотерапевта под видом очень состоятельно иностранного бизнесмена, который периодически приезжает в США по вопросам бизнеса. И настолько нуждается в терапии, что, кроме своего постоянного терапевта на родине, ему необходимо посещать терапевта во время командировок. Мошенник добросовестно оплачивал все сеансы. Все было разыграно настолько безукоризненно, что терапевт не заподозрил подвоха ни на первой встрече, ни на последующих. Опытный в чтении невербальных сигналов и знающий все симуляционные приемы терапевт ни разу не поймал пациента на лжи. Сама афера началась уже по окончании «терапии», когда благодарный за якобы чудесный терапевтический эффект «пациент» предложил отблагодарить доктора с помощью хитрой комбинации с акциями. Рассказываю я это к тому, что, во-первых, настоящий мошенник никогда не выглядит мошенником. Наоборот, чем выше ставка в афере, тем респектабельнее будет ее автор. Во-вторых, ошибиться и потерять деньги может каждый. К сожалению, не редки аферы и на рынке труда. Автор статьи описала только один из немногих приемов нечистоплотных работодателей. И я не знаю, как от них защититься. Могу только порекомендовать вам, во-первых, больше доверять своей интуиции, а во-вторых, если вы все-таки попали на удочку мошенника и за проделанную работу вам не заплатили — не застревать в случившемся и ни в коем случае не обвинять себя. Да, вы потеряли время и деньги — это обидно и неприятно, потому что вы старались, стремились, надеялись, рассчитывали на эти деньги, возможно уже распланировали, как их потратить. А вас использовали, обманули, подставили. Быть в дураках неприятно никому. Но самобичевание (впрочем, как и желание отомстить работодателю или «выбить» из него деньги любой ценой) вряд ли приведет к успеху — это путь разрушения личности. Признайте случившееся, позвольте себе право на ошибку и идите вперед к цели. Не ошибается тот, кто ничего не делает.