«У Вас есть вопросы?» — наконец-то спрашивает менеджер по персоналу после утомительной беседы о бывшей работе, взглядах на жизнь образовании и многом другом. И вот, наконец, предоставляется возможность получить все необходимую информацию о потенциальной должности и обязанностях. Но не тут то было… «А какая будет зарплата?» — неуверенно лепечем мы и ощущаем, что все остальные вопросы вылетели из головы…
О чем же спросить работодателя? Ведь нетрудно догадаться, что и наши вопросы, и то, как мы их задаем, будут оценены и либо добавят «лишний балл», либо заставят засомневаться в правильности первого впечатления.
СОБЕСЕДОВАНИЕ «НАОБОРОТ» Нельзя забывать о том, что правильно и вовремя заданный работодателю вопрос зачастую позволяет изменить направление собеседования и перевести его в русло обсуждения производственных проблем предприятия, а не своих собственных недостатков.
При этом беседа будет вестись «на равных», что позволит снизить напряжение, чувствовать себя более раскованно и естественно и конечно же произвести лучшее впечатление. В военном деле есть такое понятие — диспозиция. И для того, чтобы собеседование дало желаемый результат, нужно правильно расставить акценты.
Необходимо, чтобы вас воспринимали не как просителя, претендующего на теплое местечко, а как уверенного в себе грамотного специалиста, который станет находкой для компании.
Спокойствие, сдержанное достоинство и доброжелательность пробьют любую стену.
Еще один секрет состоит в том, что практически любому человеку больше нравится что-то рассказывать, чем слушать собеседника.
Грамотно сформулированный вопрос может составить лучшее впечатление о вашем профессионализме, чем захватывающая самопрезентация с подробным описанием всех достижений и достоинств. А если еще внимательно слушать ответ и вовремя поддакивать… Лучших рекомендаций просто не может быть в природе!
Когда-то я открыла для себя такой способ собеседований, и с тех пор пользуюсь этим очень успешно.
ПОГОВОРИМ О НАС, ЛЮБИМЫХ… Представляете, что чувствует утомившийся от бесконечных выслушиваний историй профессиональных достижений менеджер по персоналу, когда наконец-то и для него находится внимательный и заинтересованный собеседник? А если этот собеседник догадается расспросить о самом любимом детище любого «эйчара» — корпоративной культуре, такой человек станет самым желанным кандидатом. Это именно та сфера, где уставший от рутины менеджер по персоналу может отвлечься от своих нескончаемых дел, вспомнить, что когда-то он получил диплом психолога и мечтал стратегически грамотно управлять «человеческими ресурсами». Поэтому корпоративная культура для него — это область самовыражения да и просто модная и приятная тема. И, разумеется, подробный и захватывающий рассказ об этом явлении, даст много пищи для размышлений. Тем более что такая беседа часто плавно перетекает в русло описания реального состояния дел в компании. Например, в одной компании, рассказывая о корпоративной культуре, менеджер по персоналу сообщила, что директор «человек не злой, но вспыльчивый и упрямый» и что далеко не все способны найти с ним общий язык. Сопоставив эти слова с постными и унылыми лицами слоняющихся по коридорам сотрудников, пришлось задуматься, насколько хороши дела у фирмы и стоит ли «приспосабливаться» к самодурству руководителя. В другом случае из рассказа стало ясно, что компания переживает не лучшие времена и с помощью нового сотрудника планируется решить абсолютно все проблемы.
Очень важно выяснить для себя и структуру компании: кто кому подчиняется, кто с кем контактирует на линейном уровне? Вдруг окажется, что в будущем вам предстоит иметь семь начальников и кучу непредсказуемых обязанностей?
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНЫ Вам не приходилось задумываться, как часто люди, которых мы привыкли считать особо успешными, своим успехом обязаны умению не ввязываться в безнадежные и бесперспективные проекты? Такие люди не станут тратить свое драгоценное время на работу «за кусок хлеба». Они просто идут туда, где естественные процессы бурного развития рынка могут стать платформой их признания и благосостояния.
Ведь ни для кого не секрет, что некоторые сегменты рынка в последнее время развиваются особенно активно. И не нужно предпринимать сверхтитанических усилий, чтобы предприятие, обладающее необходимыми ресурсами, успешно работало. Спрос превышает предложение, клиенты валят толпой — только успевай поворачиваться.
Также обстоит дело, если бизнес подкреплен пресловутым «административным ресурсом», что само по себе существенное конкурентное преимущество.
Поэтому для того, чтобы определить, что собирается делать компания (выживать или развиваться), нелишним будет поинтересоваться, какие перспективы видит руководство для развития бизнеса?
Тем более что некоторые из озвученных планов могут тесно соприкасаться с вашими непосредственными обязанностями. Потому что даже если новый сотрудник приходит на освободившееся вакантное место, он все равно будет выполнять уже немножко другие функции, чем предшественник. Ведь бизнес не стоит на месте, появляются новые возможности, новые требования. Конечно, никто не будет откровенничать и делиться потаенными планами на первом же собеседовании. Но основные тенденции все же будут озвучены.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ Умение задавать вопросы — важное качество практически для любой должности, требующей общения с людьми.
И вопрос, какие задачи и планы будут поставлены перед вами, не только даст много ценной информации о предполагаемых обязанностях, но и продемонстрирует вашу практическую заинтересованность в этой вакансии, готовность работать на результат.
Нелишним будет узнать, как организован процесс адаптации новичков, будет ли выделен сотрудник, который сможет ввести в курс дела.
Также на этом этапе будет уместно спросить о том, какие наработки уже есть, был ли предшественник и почему он уволился, как оборудовано рабочее место. Один мой знакомый архитектор, принятый на работу в известную компанию, в первый свой рабочий день с удивлением обнаружил, что для него в офисе просто нет места. В результате ему предложили поработать пару недель дома «пока закончится ремонт», но по прошествии четырех месяцев, он вынужден был уволиться, так как ремонт затянулся, а обмен информацией с коллегами был очень затруднен. В другом случае молодому менеджеру всегда было сложно сделать звонок клиенту, так как телефон в офисе постоянно был занят обсуждавшими свои семейные дела бухгалтером и новости моды секретарем.
ЗАРПЛАТА И ПРОЧИЕ «ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ» Вопросы об уровне зарплаты, отпуске, соцпакете лучше оставить на конец беседы, что подчеркнет вашу практичность и деловой подход. Эти вопросы не стоит задавать в начале собеседования (интервьюер обязательно отметит это как меркантильность), но и без внимания оставлять их ни в коем случае нельзя, иначе вы продемонстрируете, что согласны на любые условия.
И напоследок, не забудьте поинтересоваться: «Будет ли Вам удобно, если я перезвоню через неделю (в следующий вторник и т.п.), чтобы узнать о результате встречи?»
Конечно, можно и не подводить итог таким образом, а подождать пока представитель работодателя сам решит уведомить о нем. Но в переговорах так важно держать инициативу в собственных руках! Так поступают решительные и уверенные в себе люди. Ведь неопределенность и длительное ожидание — не самые приятные состояния для человека, ищущего работу.
Главное помнить, собеседование — это, в первую очередь, возможность «людей посмотреть и себя показать», а не раздражающий источник стресса. Станет ли оно неприятным воспоминанием или конструктивной беседой заинтересованных друг в друге специалистов, в немалой степени зависит и от вас.
А залогом успеха при прохождении собеседования на всех этапах будут компетентность, вежливость и уверенность в себе.