О том, как правильно составить резюме, написано сотни статей, содержащих десятки сотен полезных рекомендаций. Но, как показывает практика, большинство соискателей рекомендациями пренебрегают. Причины для этого находятся разные, но результат, как правило, один — искреннее удивление, почему так долго не удается найти работу, и почему постоянно выбирают не их? Можно продолжать удивляться, а можно, взяв свое резюме, попытаться взглянуть на него глазами будущего работодателя. И искренне ответить себе на вопрос, а хотели бы вы встретиться с человеком, чье резюме только что прочитали.
И даже если отрицательный ответ фонит, хотя бы в самом затаенном уголке вашей души, не отчаивайтесь. Попробуйте переделать свое резюме. Это вовсе несложно, если знать основные правила и нюансы.
Для начала, обратите внимание на объем. Резюме более чем на одну страницу формата А4 не читает практически ни один работодатель. Во многих организациях такие резюме не просмотренными летят в корзину для мусора. Во-первых, потому что большой объем информации не воспринимается. Во-вторых, трудно представить себе кадровика, по долгу службы вынужденного обрабатывать десятки и сотни резюме в день, изучающего такие «простыни». Итак, сокращайте объем. Как? Попробуйте увеличить параметры страницы, уменьшить шрифт, по-другому сгруппировать данные, выбросив лишнее.
Что же может быть лишним, спросите вы? Все, что не относится к цели, а именно конкретной позиции, на которую вы претендуете. Итак, мы подошли к содержанию. Есть несколько обязательных разделов: «Личные данные», «Образование», «Опыт работы», «Навыки». Можно объединить информацию об опыте работы и навыках в один раздел, это дело вкуса, но она должна обязательно присутствовать. Желательно, не упускать из виду, что резюме — это не автобиография и не мемуары, поэтому содержание всех разделов должно быть лаконичным.
Личные данные расположите так, чтобы сразу были видны и хорошо читались ФИО и контактные телефоны. Фотографии, конечно, желательны, но… (подумайте о способах отправки резюме). Если это будет электронная почта, нет проблем, но если факс, лучше не рисковать. Фото, полученные по факсу, могут напугать даже самого стрессоустойчивого работодателя. Поэтому можно заготовить два варианта резюме — с фотографией и без.
Места работы и учебы перечисляются, начиная с последнего. Подумайте, стоит ли в разделе «Учеба» писать о 4-х классах музыкальной школы, если вы претендуете на вакансию бухгалтера или о курсах кройки и шитья, если хотите стать менеджером по продаже. Что касается опыта, период работы не обязательно указывать с точностью до дня (для этого есть трудовая книжка), достаточно указать месяц и год, должность и название организации.
Навыки перечисляются в порядке убывания: первым упоминается то, что лучше всего знаешь и умеешь, далее — по нисходящей. Раздел «Навыки» — ключевой пункт всего резюме. Читая его, работодатель должен четко представлять, чем компании будете полезны именно вы. Поэтому постарайтесь структурировать, сгруппировать, сформулировать навыки самым выгодным способом. Избегайте слишком общих фраз, например «анализ деятельности компании», напишите лучше, какие методики анализа использовали, какие направления анализировали, с какой периодичностью. Многие вместо навыков описывают обязанности (можно и так). Но мне кажется, что обязанности — более внешний процесс, зависящий от должностной инструкции, а вот навыки — сугубо внутреннее: то, что умеешь делать потому, что являешься профессионалом.
Комментарий специалиста Марина Боровская, руководитель рекрутингового агентства Человека, работающего в сфере подбора персонала, фразами вроде «работал полуофисным менеджером» или «английский базовый свободный» не удивишь. Однако это не значит, что для рекрутера «удобоваримой» является любая форма, в которой написано резюме. Кроме общепринятых правил его написания стоит обратить внимание на те моменты, которые облегчат прочтение резюме и выделить те пункты, которые могут заинтересовать потенциального работодателя. Очень тяжело воспринимается информация, если она дана сплошным текстом. Соискателям стоит выделять графически каждый новый пункт резюме, будь то очередное место работы, дополнительное учебное заведение или сертификат об окончании курсов. Составляя резюме, желательно определить должностные требования, указанные в объявлении, и основной упор сделать на те знания, которые необходимы для желаемой вакансии. Отправляя резюме по электронной почте, учитывайте, что в «теле» письма оно часто становится плохо читаемым — форматирование теряется. Да и сохранять его неудобно. Лучше всего отправлять резюме в формате doc., в присоединенном файле. Не забудьте указать контактный телефон, по которому с вами смогут быстро связаться в случае, если вашей кандидатурой заинтересуются и захотят пригласить на собеседование. Указывая телефон(ы), не забудьте сделать соответствующие пометки, например, «рабочий», «домашний», «сотовый», «для сообщений» и т.д., укажите также время, когда вам можно звонить. Если вам доступны другие средства связи, например, факс, e-mail, пейджер, ICQ, также укажите их, детализируя по возможности условия связи. Чем быстрее сотрудник кадрового агентства или отдела кадров свяжется с вами, тем больше у вас шансов обойти ваших конкурентов в получении работы. Есть в резюме еще необязательные разделы, такие как «Дополнительная информация», «Личная характеристика», «Цели». Вставлять их или нет в свое резюме, личное дело каждого, в любом случае сначала все хорошо продумайте. Ведь именно в них чаще всего встречаются казусы. В графе «Дополнительная информация» уместно указать только то, что может помочь лучше представить вас как профессионала в рамках конкретной вакансии. Например, можно указать знание законодательной базы по профилю деятельности, уровень владения компьютером (с обязательным указанием программ и редакторов) и иностранными языками. Если будете писать о языках, учтите две вещи. Первое, писать об отличном (свободном) владении русским и украинским, как впрочем, и о владении русским и украинским со словарем для граждан Украины глупо (тогда как для гражданина Нигерии почетно и естественно) и странно, особенно если в графе «образование» упоминаются оконченные вами учебные заведения. Второе — указанный в резюме отличный (свободный) уровень знания иностранных языков очень часто проверяют на собеседовании, особенно если вакансия требует владения определенным иностранным. Поэтому, прежде чем указать свой уровень знания языка, подумайте, сможете ли вы это подтвердить на деле. Если же иностранные вы изучали только в обычной средней школе или факультативно в институте, не стоит писать «основы английского языка» или «английский со словарем». Потому как алфавит, конечно, можно считать основой языка, да и словарями учат пользоваться в той же средней школе, только как вы используете эти бесценные знания и навыки в будущей работе, наверное, трудно представить даже вам, не то, что работодателю.
Комментарий специалиста Когда я набирала персонал в свой отдел, была удивлена большим количеством неправильно оформленных и совершенно неинформативных резюме, — делится впечатлениями Ольга Гутарева, начальник отдела сбыта. — Некоторые же наоборот, были очень детально расписаны и сложны для восприятия. Иногда попадались совершенно неинтересные резюме, с авторами которых проводить собеседование особого желания не возникало. Таких людей приглашала на собеседование на всякий случай. И оказывалось, что человек написавший «пресное» резюме на самом деле высокопрофессиональный специалист. Такому соискателю предлагала внести изменения в резюме, чтобы достойно представить его высшему руководству компании.
Тоже самое касается информации о наличии у вас водительских прав и своего автотранспорта. Она может быть уместна только в том случае, если вы претендуете на вакансию водителя, экспедитора или любую, связанную с перевозками. Во всех остальных случаях, это просто лишнее время, затраченное работодателем на чтение.
Особо отметить хотелось бы раздел «Личная характеристика» или данные о себе. Чаще всего там пишут «ответственный, пунктуальный, собранная, коммуникабельная, быстро и легко обучаюсь новому». Интересно, найдется ли человек, охарактеризовавший себя, как «безответственный, лентяй, разгильдяй, замкнутая, дистантная, тугодум, необучаемая». Наверное, если такое резюме и встретится, то написавшего его сразу возьмут на работу, хотя бы за честность. Так что, хвалебные оды себе лучше оставить для другого случая, вместо этого укажите, можете ли предоставить рекомендации с предыдущего места работы или координаты тех, кто может вас охарактеризовать, как специалиста. Это гораздо корректнее и респектабельнее.
Тем, кто только начинает свою трудовую деятельность, лучше вместо личной характеристики писать о планах на будущее, идеях, относящихся к новой работе, желаниях и целях. В общем, вместо тиражирования нелепостей, займитесь креативом. По крайней мере, если опытом работы пока похвастаться не удается, похвастайтесь нестандартностью мышления и творческим подходом.
Совет Используй при написании активные глаголы — они придадут твоему резюме больше убедительности. Например: подготовила, разработала, представила. И воздержись от слов с приставкой «не» — зачем тебе негатив в резюме? Писать ли в резюме о хобби? Однозначного ответа тут нет. С одной стороны, хобби может характеризовать вас как разностороннюю творческую личность. С другой, у потенциального работодателя могут быть сложные отношения как с хобби вообще, так и с вашими, в частности. Например, если работодатель трудоголик, он не поймет, что такое хобби: если есть работа. Он тратит свое время исключительно на службу, и все живущие не так, как он, ему непонятны. Соответственно, вряд ли «непонятные» будут интересны ему в качестве сотрудников. Может, у работодателя есть негативный личный опыт или страх, связанный с вашим хобби. Например, в свободное время вы инструктор по парашютному спорту, а у работодателя в архивах памяти сохранилось воспоминание о том, как он единственный раз в жизни решил попробовать спрыгнуть с парашютом и сделал это, получив от инструктора увесистый пинок в филейную часть. Прочитав ваше резюме, он начнет припоминать, а не вы ли тот самый инструктор и вряд ли захочет думать об этом постоянно, приняв вас в качестве сотрудника. Любое, даже самое нейтральное и распространенное увлечение, может вызвать неадекватную реакцию. Так что подумайте, нужна ли она лично вам.
Если вы давно работаете и продвигаетесь в одной профессии, указывать цели в резюме необязательно. Они и так понятны. Тем же, кто хочет поменять профессию, направление деятельности или начать трудовой путь, цели указать стоит. Только избегайте излишнего пафоса, банальностей и эгоизма. Не пишите «способствовать повышению прибыли компании» — подобный альтруизм, конечно, благороден, и возможно вас пригласят волонтером. Фраза же «реализовать себя» может вызвать недоумение, особенно, написанная рукой человека, лет 20 проработавшего в профессии. Напишите одним предложением, что вы хотите сделать и в каком направлении. Этого будет вполне достаточно.
Совет Напиши резюме, которое отражает полную картину твоей трудовой биографии. Не упускай ничего из своего опыта, будь-то раздача листовок у метро или помощь в юридическом оформлении сделки купли-продажи квартиры твоей подруги. И как только в твоей служебной жизни происходят изменения, дополняй резюме. Под конкретную вакансию ты выберешь подходящие пункты. Но максимально полное резюме будет залогом того, что ты ничего не упустишь. Отдельное внимание хочется уделить внешнему виду резюме. Текст должен хорошо читаться, разделы не должны сливаться, шрифт должен быть простым, без виньеток, чтобы работодателю не нужно было напрягать глаза, задумываться над нестыковками, искать информацию, координаты. Одним словом, чтобы любому читающему было приятно и понятно ознакомиться с вашим резюме.
Прежде чем приступить к его составлению, представьте, что это ваш портрет и решите, каким бы вы хотели показать его. Подумайте о людях, которые будут читать ваше резюме, чем оно их заинтересует. Хорошее резюме — 100% возможность быть приглашенным на собеседование, а приглашение на встречу — это уже 50% шансов найти работу.
Что работодатель хочет видеть в резюме. В первую очередь: 1. Общие данные о кандидате: возраст, адрес проживания, контактную информацию (обязательно в начале резюме указать максимальное количество контактов — домашний, мобильный телефон, электронный адрес и т.п.) 2. Четкое указание должности, на которую претендует кандидат. 3. Образование: как основное, так и дополнительное (с указанием факультета, полученной специальности). 4. Трудовую биографию в обратном хронологическом порядке (максимально развернуто: сфера деятельности предприятия, выполняемые обязанности, достижения, кол-во сотрудников/подчиненных). 5. Профессиональные умения и навыки. 6. Характеристика, интересы. Указывая личные качества, будь готова привести пример из жизни, где это качество проявилось. 7. Границы заработной платы, которую готов рассматривать кандидат, возможный район или регион работы, другие важные для кандидата моменты. 8. Если требуется знание иностранного языка, дубликат резюме на заявленном иностранном языке станет дополнительным плюсом. 9. Если кандидат хочет сменить сферу деятельности, работать в другой отрасли, необходимо указать личные качества, которые позволяют работать в новой сфере, мотивы такого изменения. 10. В дополнительных требованиях необходимо указывать уровень знания языков, компьютерных программ.
Другие нюансы: 1. Резюме не должно содержать грамматических ошибок (должно быть отредактировано!) 2. Если резюме с фото — оно должно быть профессиональным, в деловом стиле. Не допускается фото на отдыхе, в компании, в неоднозначных позах. Даже если это самое лучшее ваше фото, не забывайте, для какой цели вы отправляете его. 3. Если резюме отправляется по эл. почте, необходимо обратить внимание на адрес отправителя (получив резюме на должность технического директора от Ведмедика Бо или Доктора Зло, работодатель вряд ли отнесется к нему серьезно). Частые ошибки при написании в резюме: 1. Отсутствие имени (только фамилия) 2. Отсутствие контактной информации 3. Не указана позиция, на которую претендуют 4. Слишком много позиций (работодатель прочтет как: «возьмите меня хоть куда-нибудь»)